ЕРЕВАН, 12 фев – Sputnik. Семья Арарата Айрапетяна безбедно жила в селе Арцвашен Кашатагского района Нагорного Карабаха. Однако в результате войны они с пустыми руками оказались в приграничном селе Неркин Хндзореск Сюникской области Армении.
Если там он жил в большом двухэтажном доме с солнечными панелями на крыше, гаражом, складом для зерна, то здесь ютится в небольшом домике, причем даже не знает, кто хозяин этой постройки.
"Все говорили, строй, все будет хорошо. 5 миллионов драмов дали только на ремонт. Все это в 2020 году. Только дом стоил не меньше 30 миллионов драмов. Нас обманывали – говорили, что сейчас отбросят противника. Якобы специально пустили, чтобы они подошли со стороны Джебраила, после чего отрежут...", - рассказывает Айрапетян.
Но азербайджанские ВС вошли в село. Сам он 1-2 ноября находился на позициях у села Егвард (Сюникской области) и видел происходящее своими глазами.
За несколько дней до перемирия он приехал сюда, чтобы разместить семью, после чего планировал влиться в добровольческие отряды и направиться в сторону Ковсакана (Зангелана), но война неожиданно закончилась.
В Арцвашене у него было до 40 голов скота, он до конца войны как-то успел вывести около 20 голов. Пришлось продать животных за копейки - если их реальная стоимость 400-500 тысяч драмов, мужчина отдавал за 100 тысяч, чтобы покрыть расходы.
Арарат надеется, что власти предоставят ему какой-то дом, хочет продолжить заниматься скотоводством. Хотя в Неркин Хндзореске после потери земель возникла серьезная проблема с пастбищами.
"Мы - фермеры, и если у каждого из нас будет пара-тройка коров, то сможем работать и жить. Жена прежде работала в школе, жили хорошо, не надеялись на государство. Сейчас я уже не в том возрасте, здоровье не позволяет, чтобы снова начинать с нуля. Хоть бы дом дали...", - сказал Айрапетян.
Он показывает на внедорожник, говорит платил 70 тысяч драмов налога и "не считал деньги". А сейчас денег на содержание такой машины уже нет.
Семья его жены еще в 90-х вынужденно бежала из Шаумяновского района Карабаха, а теперь из Кашатагского. Ее дед и бабушка были родом из Вана и бежали, спасаясь от Геноцида. Сама женщина говорит о себе, что она "наследственная беженка".
Как беженцам из Шаумяна им обещали помощь, но в течение 30 лет так и не получили поддержки. Сейчас более или менее помогают – деньгами и едой. Но они не уверены в завтрашнем дне.
Сейчас они живут в чужом домике, куда их направил сельский староста. Есть ли у него владелец, где он и может ли внезапно появиться – им неизвестно.
О еще одной семье, потерявшей дом и вынужденной переселиться в Неркин Хндзореск, а также ситуации в самом селе в предыдущем нашем материале.
В результате войны под контроль Азербайджана отошли некоторые районы Нагорного Карабаха. Вслед за этим начался процесс уточнения границ Армении с Азербайджаном, что вызвало крайнее недовольство жителей приграничных населенных пунктов в Сюнике. Там начались акции протеста, граждане перекрывали дороги, требуя решить проблему границ и незаконной демаркации, лишающей их прав, домов и безопасности.
Особенно обострилась ситуация из-за участка дороги Капан-Горис, а также нескольких сел, в том числе, Чакатен, Давид Бек, Воротан и Шурнух, Неркин Хндзореск.