ЕРЕВАН, 17 фев — Sputnik, Ашот Сафарян. После многолетнего перерыва Саргсян заговорил, и заговорил о многом – о своем уходе под давлением улицы, Николе Пашиняне, Карене Карапетяне, Карабахе, армии и т.д.
Интервью третьего президента Армении Сержа Саргсяна было неоднозначно воспринято в обществе и экспертных и политических кругах. Даже при беглом анализе интервью нельзя заметить какой-либо "работы над ошибками", никаких признаний в собственных упущениях мы не увидели. Ведь несменяемость власти, тотальная политическая монополия Республиканской партии, спорные с точки зрения политической конкуренции и честности выборы - все это стало залогом прихода к власти Никола Пашиняна, которого сегодня тот же Саргсян столь рьяно шельмует. Ни об одном из этих порочных явлений Саргсян не проронил ни слова.
Более того, оказалось, что уходя с поста премьера в апреле 2018 года, Саргсян передал власть не Пашиняну, а на тот момент первому вице-премьеру Карену Карапетяну, у которого сам же ранее отнял премьерское кресло. Невозможно не заметить здесь завуалированной попытки переложить ответственность на других.
"Даже половина ВС Армении не участвовала в войне": Саргсян назвал доводы власти "сказками">>
По мнению политолога Норайра Дунамаляна, случившееся в конце апреля 2018 года можно назвать как угодно, но только не "передачей власти".
"Серж Саргсян покинул свой пост под влиянием "улицы", заведомо загнав свою политическую команду в патовую ситуацию, чего можно было избежать изначально. Напомню, что главный лозунг "бархатной революции" был "отвергни Сержа", то есть было довольно легко просчитать сценарий, в рамках которого новый срок Саргсяна приведет к недовольству населения", - отметил эксперт в интервью Sputnik Армения.
В то же время кандидатура Карена Карапетяна и обновление состава правительства перед 2018 годом вселяли надежду на перемены и стабилизацию политической и социально-экономической ситуации. Эксперт считает, что экс-президент и бывший премьер преднамеренно пошел на более рискованный сценарий, который был заложен уже вместе с новой Конституцией 2015 года, но проиграл.
"Примечательно, что он успел дважды дискредитировать и самого Карена Карапетяна. Сначала предложил его устами свою кандидатуру на пост премьера в апреле 2018 года, а уже сегодня - переложил на него ответственность за "сдачу" власти Пашиняну. Поэтому не стоит ждать искренности от политических деятелей, но на логичность поступков все-таки надо обращать внимание", - говорит Дунамалян.
Центральной темой интервью экс-президента была война в Карабахе и переговорный процесс последних лет. Саргсян опроверг неоднократные утверждения Пашиняна о том, что при прежних властях переговоры велись исключительно вокруг территориальных уступок со стороны Армении. На самом деле, со слов третьего президента, на столе лежал документ, реализация которого рано или поздно привела бы к независимости Карабаха. Правда, семь районов вокруг НКР (речь идет о Джабраильском, Зангеланском, Кубатлинском, Кельбаджарском, Лачинском, частично Физулинском и Агдамском районах - прим. ред.) в любом случае нужно было отдавать.
Когда так поступаешь с союзником, то должен ждать ответа: Серж Саргсян о политике Пашиняна>>
По словам Дунамаляна, сложно сказать, насколько обрисованные Саргсяном перспективы решения вопроса были реалистичными, так как урегулирование карабахского конфликта зависит не только от армянской, но и от азербайджанской стороны. С другой стороны, нельзя не признать, что после Апрельской войны 2016 года в Вене и Санкт-Петербурге стороны пришли к довольно важным договоренностям по поводу мониторинговой миссии по контролю режима прекращения огня. Однако после смены власти 2018 года процесс переговоров вернулся к нулевой отметке.
"Нельзя сказать, что Серж Саргсян был готов урегулировать конфликт до или после 2018 г. (останься он премьером), но он все-таки мог как-то контролировать ситуацию, не доводя ее до войны", - говорит наш собеседник.
Здесь многое бы зависело от военного паритета. Так, при полной уверенности в победе Ильхам Алиев пошел бы на развязывание войны против Арцаха в любом случае, так как Баку всегда отдавал предпочтение силовому решению проблемы.
Что же касается вопроса о том, почему Саргсян именно сейчас решил нарушить обет молчания, то, по словам Дунамаляна, после известных событий в Карабахе экс-президент усмотрел возможность закрепить свои позиции на политическом поле.
"Все-таки изменение Конституции в 2015 г. говорит о долгосрочных планах Саргсяна, которые были нарушены "революцией", но, возможно, не перестали быть актуальными. Вместе с тем он успел сформировать вокруг себя работоспособную политическую и административную команду, которая могла бы пригодиться в случае нового этапа политической борьбы", - считает эксперт.
Существовал ли "план Лаврова" по Карабаху? Саргсян раскрыл скобки>>
Политолог Армен Багдасарян в свою очередь отмечает, что Саргсян прав, когда говорит о передаче власти Карапетяну. Но передал он ее чисто формально, так как на тот момент полномочия главы кабмина переходили к первому вице-премьеру, коим являлся Карапетян. Но экс-президент не мог не знать, что Карапетян не в состоянии взять эту власть, и что на самом деле он отдает бразды правления Пашиняну. Ведь именно возглавляемая Саргсяном Республиканская партия, точнее ее фракция в парламенте избрала Пашиняна премьером, под давлением народных масс, стоящих на площади.
"Серж Саргсян пытается избавиться от груза ответственности, отпарировать на обвинения в том, что, мол, он сдал власть нынешней команде, которая довела страну до ручки. Это попытка переложить часть ответственности на Карапетяна", - сказал Багдасарян Sputnik Армения.
По мнению Багдасаряна, не выдерживают критики слова Саргсяна о том, что он решил идти в премьеры с целью довести процесс карабахского урегулирования до логического завершения. Не было и не могло быть никаких гарантий, что Азербайджан согласится на пакет предложений, лежавший тогда на столе. Саргсян не мог быть уверен, что в последний момент Баку не откажется подписывать документ, как это произошло в Казани.
"Аппетиты Алиева постоянно росли, и в определенный момент Баку с большой долей вероятности отклонил бы вариант, мало-мальски выгодный Еревану. И уже совсем неважно, что Саргсян был готов подписывать тот или иной документ", - отметил он.
Исходя из этого, эксперт не уверен, что Саргсяну удалось бы добиться того варианта урегулирования, о котором он говорил в интервью.
Багдасарян также расценивает интервью бывшего президента как заявку на более активное участие в политической жизни. В оппозиционном поле сейчас идет жесткая конкуренция за лидерство. И после резкой активизации второго президента Роберта Кочаряна и его заявлений о готовности участвовать в выборах (если они состоятся), было ожидаемо, что Республиканская партия также громко заявит о себе.