ЕРЕВАН, 23 фев — Sputnik. Премьер-министр Армении Никол Пашинян после долгого перерыва дал интервью прозападному изданию 1in.am, в котором сделал несколько примечательных заявлений.
В частности, премьер опосредованно ответил третьему президенту Армении Сержу Саргсяну, который 16 февраля в ходе пространного интервью каналу Armnews обвинил власти в несвоевременном (и не по тем локациям) использовании российских ракетных комплексов "Искандер" во время войны в Карабахе. (Саргсян затронул также ряд других щекотливых тем, включая армию и "бархатную революцию").
Пашинян не исключил, что обвинения экс-президента были адресованы именно ему, заявив при этом, что Саргсян "сам знает ответы на свои вопросы".
"Пусть задаст вопрос, почему ракета "Искандера" не взорвалась? Или почему взорвалась на 10%, например?" — сказал Пашинян.
На уточняющий вопрос журналиста, "разве и так бывает", Пашинян ответил: "Не знаю. Может, оружие 80-х".
Отвечая на вопрос о назначении в свое время Давида Тонояна на пост министра обороны (его в значительной степени винят за неудачи армянской армии в Карабахе - ред.), Пашинян объяснил свое решение желанием избежать резких перемен в армии. Одновременно он напомнил о проведенных реформах, в частности — совершенствовании системы питания и решения таких элементарных вопросов, как обеспечение нижним бельем.
Пашинян также отверг обвинения Сержа Саргсяна в изменении плана перевооружений, который был разработан прежним правительством. По его словам, это не соответствует истине, и план не менялся.
Он также напомнил, что порядка тысячи уголовных дел были возбуждены по факту коррупции в армии еще в 2018 году именно по линии закупок оружия.
"Если бы мы арестовали всех, то пропали бы миллиарды. Мы решили продолжить поставки. И второе, когда поставки оружия налажены, нельзя перекрывать канал без соразмерной или лучшей альтернативы. Допустим, мы пишем в плане, что должны приобрести вооружения, но кто будет продавать нам качественное оружие, которое нужно нам? Это важный вопрос, поскольку для приобретения этой техники необходимо предпринять некие политические и дипломатические шаги, которые могут быть неоднозначно восприняты союзниками и друзьями и т.д.", — заявил он.
Касаясь внутриполитической повестки, Пашинян заявил, что в Армении до революции [2018 года] был только один состоявшийся институт - "институт коррупции".
"Но нам удалось его разрушить. Однако деньги были и остаются значимым фактором во власти. И особенность нашей команды в том, что у нас денег нет - ни личных, ни общих", — сказал премьер.
Что касается проведения досрочных выборов в Армении, Пашинян в очередной раз озвучил тезис о том, что их в первую очередь не хотела оппозиция. В связи с этим власти решили отложить вопрос до июня. (Отметим, что обязательным предусловием для внеочередных выборов оппозиция называет отставку Пашиняна, с чем не согласна правящая сила).
"Некоторые силы намерены использовать парламентские выборы, как площадку для радикальных действий, что может угрожать внутренней стабильности, а также усилить внешние вызовы. Поэтому, получив отказ от оппозиции, мы решили вернуться к нашей "дорожной карте"", – сказал он.
Глава армянского правительства затронул и вопрос эксплуатации Амулсарского рудника, отошедшего на некоторое время (по объективным причинам) на второй план. Здесь премьер практически открытым текстом сказал, что рудник заработает.
"Моя позиция по этому вопросу не изменилась. Я придерживаюсь того же мнения, что и год назад. Считаю очень важным компонент безопасности в вопросе эксплуатации рудника. Я всегда говорил, что над нами висит угроза войны, и если она начнется, поток туристов прервется, то могут возникнуть проблемы финансового характера", — отметил он, добавив, что благодаря евробондам ситуация была улажена.
"Люди хотят спокойной жизни, а не столкновений": политолог о заявлении Андраника Кочаряна>>
Амулсарский рудник – второй по запасам золота в Армении. Он расположен на стыке границ Вайоцдзорской и Сюникской областей, примерно в 10 км от курортного города Джермук и Кечутского водохранилища, связанного с озером Севан. Из-за этого активисты протестуют против разработки и эксплуатации месторождения.