Как очистить Армению и согреться? Майк Мартикян из Ливана назвал действенный способ

Кадровый военный несколько лет назад переехал в Армению и начал производство топливных брикетов. Его цель – поддержать страну своим трудом, а его надежда – что общество окончательно не расколется. Ливанцы слишком хорошо знают, к чему это может привести.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

В последние несколько лет в Армении появилось несколько производств топливных брикетов. Правда, все они пока остаются небольшими: не все знают, что это такое и можно ли топить ими обычные печи.

Можно, заверяет Майк Мартикян из Ливана. Несколько лет он служил в ливанской армии контрактником, в звании младшего сержанта, но потом ушел в отставку: хотел переехать в Армению и открыть здесь какое-нибудь производство.

"Всегда хотелось чем-то помочь нашей стране, чтобы она развивалась. Здесь я женился, у меня недавно родился ребенок. Тут я и открыл дело", - добавил он.

В Армению он приехал к жене – причем даже не в Ереван, а в село Котайк, недалеко от Абовяна. Здесь у Мартикяна появилась идея производить топливные брикеты из самых различных отходов: на любом крестьянском дворе они есть всегда. Солома, очистки от картофеля, кизяк – все можно высушить и спрессовать в брикеты. Теплота сгорания у них примерно такая же, как у дерева, но при этом брикеты горят равномерно, и, конечно же, такое топливо спасает лес от вырубки.

Как очистить Армению и согреться? Майк Мартикян из Ливана назвал действенный способ

В сарае у тестя он и начал работу. Средства на установку по прессованию брикетов он получил по одной из программ Евросоюза (бизнес-инкубатора IRIS) и уже выпустил пробную партию брикетов. Через две недели он готовится начать регулярное производство.

"Сырье беру в основном у знакомых и родственников жены. Покупатели тоже уже есть, причем если фермер дает мне сырье сам, то готовые брикеты ему делаю еще дешевле", - рассказывает Мартикян.

Пока что его производство – семейное, но он хочет увеличить объемы, принять на работу людей и работать не только с сельчанами, но и с предприятиями.

"Очень хотелось бы, чтобы у нас перерабатывали отходы на 100%. И сельскохозяйственные, и, конечно, пластик. Пусть наша Армения будет чище и красивее, а у людей будет работа", - говорит он.

Армения может стать сильнее только трудом и общим делом, а не бесконечными митингами. Если люди будут делить друг друга на "правильных" и "неправильных", это ни к чему хорошему не приведет, уверен Мартикян.

Армянские села можно обогреть вдвое дешевле: новый проект на севере страны

Печальный пример – его родной Ливан, где пятнадцать лет шла гражданская война. Его поколению пришлось многие годы восстанавливать страну из развалин и бедности.

В середине 2010-х на горизонте показалась новая опасность: экстремисты ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России и ряде других стран. - ред.). На этот раз ливанцы поняли: если они опять разделятся на правых и виноватых, страна рухнет окончательно. Поэтому все – христиане, мусульмане и друзы, шииты и сунниты, проевропейские и провосточные – стали едины. Всех, кто под прикрытием ислама проповедовал смерть "неверным" и превосходство "правоверных", быстро поймали. Увидев такое, экстремисты предпочли не нападать.

"Мы в это время несли службу близ границы. Хуже всего было то, что ты не знал, откуда ждать врага. Любой подросток, накачанный мусульманским экстремизмом, мог из-за спины бросить "Молотова" в нашу машину. В любой машине с затемненными стеклами могло быть что угодно. Слава Богу, что общество не раскололось, и государство оказалось сильным", - говорит Мартикян.

Осенью прошлого года он, вспомнив военный опыт, поехал на северо-восток Карабаха вместе с другими добровольцами. Теперь очень важно, чтобы армяне не делали врагов из армян, добавил он.

"В ливанской армии, если вдруг солдат-армянин с кем-то ругался, сразу подходили еще десятеро армян. Не кидались десять на одного, просто подходили на всякий случай. Араб нам говорил: "Чего вам надо, я же не с вами ругался?" А мы говорили: "Он же наш". А тут армяне на армян чуть не кидаются. И в селе, где живу, и среди других знакомых. Чуть что им скажешь, одни тебе говорят: "А, так ты николовец?", а другие: "А так ты за этих?!". Такое ни к чему хорошему не приведет", - повторяет он.

Его способ очистить Армению – это работать, а цель – создать рабочие места и для других.