ЕРЕВАН, 13 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Высказывание секретаря Совета безопасности Армении вызвало немалое удивление среди военных и представителей других силовых структур. Армен Григорян на днях в интервью прозападному ресурсу Civilnet фактически опроверг слова бывшего теперь главы Генштаба Оника Гаспаряна.
Последний в своем послании 17 ноября 2020 года, в частности, отмечал, что на четвертый день войны во время заседания Совбеза представил потери армянской стороны и оценку армейского командования. Гаспарян указал на то, что в течение двух-трех дней нужно принять меры по прекращению войны, в противном случае с такой интенсивностью боевые ресурсы Армении очень скоро будут истощены, и с каждым новым днем переговорные позиции Армении будут все более неблагоприятными.
Удобный и лояльный? За какие заслуги выбор Пашиняна пал на Артака Давтяна>>
Однако секретарь Совбеза утверждает об обратном теперь. По его словам, Гаспарян на четвертый день не предлагал остановить войну. Со слов Григоряна, глава Генштаба на том заседании представлял военную ситуацию, говорил об использовании противником турецких истребителей F-16, о незначительных успехах Армении в Джракане (Джабраил).
"На этом заседании никто не предлагал остановить войну. В первый раз разговор об этом состоялся 19 октября, на заседании Совбеза. Было сказано, что у армянской стороны есть еще 2-3 дня, однако после этого война продолжалась еще 20 дней", - добавил Григорян.
Мы обратились за комментарием к бывшему главе Генштаба. В интервью Sputnik Армения его советник Владимир Погосян назвал заявления Григоряна лживыми по целому ряду причин.
"Послание генерала Гаспаряна было опубликовано еще 17 ноября. И честно говоря, непонятно, почему Армен Григорян, молчавший как в ходе 44-дневной войны, так и весь последующий период, решил заговорить именно сейчас. Возникает вопрос, а почему он тогда не опроверг слова главы Генштаба?!", — сказал Погосян.
Кроме того он обратил внимание на интервью бывшего министра обороны Давида Тонояна агентству "Медиамакс". Там министр, в частности, говорит, что анализ боевых действий со стороны начальника Генштаба, сделанный на четвертый день войны, был согласован с ним – Тонояном.
А ведь на заседании Совбеза присутствовали не только Гаспарян, Григорян и Пашинян, но и президент Армении Армен Саркисян, тогдашний глава МИД Зограб Мнацаканян, тот же Тоноян. И все эти лица при желании могут пролить свет на обстоятельства этого заседания.
"Предполагаю, что высказывание Григоряна в свете последних событий является политическим заказом. С учетом процессов вокруг ГШ и судебных тяжб (Гаспарян обратился в суд с целью обжаловать решение о его освобождении с занимаемой должности – ред.), делается попытка очернить Гаспаряна, пользующегося сейчас огромным авторитетом в армии и в обществе. Другой подоплеки я здесь не вижу", — сказал Погосян.
Он считает, что если бы Гаспарян в своем послании выдал неверную информацию, то власти бы опровергли ее незамедлительно. По словам нашего собеседника, рейтинг Гаспаряна сейчас очень высок, и власти хотят любой ценой дискредитировать его.
"Они (власти – ред.) уговаривали его не идти в политику, не обращаться в суд. Они боятся его очень сильно. И нужно любыми средствами его дискредитировать, но они не понимают, что это невозможно", — сказал Погосян.
Заочную полемику по нашей просьбе прокомментировал и бывший и.о. директора Службы нацбезопасности Микаел Амбарцумян. Последний на заседании Совбеза 30 сентября не присутствовал, так как стал исполнять обязанности директора СНБ чуть позже, а в это время возглавлял структуру Аргишти Кярамян.
"Я не участвовал в этом заседании. Но как человек, возглавлявший силовую структуру в период войны, могу только сказать, что я бы не стал ставить под сомнение слова генерала Гаспаряна", - заявил Амбарцумян.
Впрочем, любое заседание столь серьезной структуры, каковой является Совбез, записывается. Доступа к стенограмме встречи по понятным причинам у нас нет, однако при желании раскрыть правду вряд ли представляется сложной задачей.
Напомним, злоключения Гаспаряна начались после того, как 25 февраля Генштаб потребовал отставки правительства. Премьер назвал это попыткой переворота и сразу же подписал решение об увольнении генерала с должности главы ГШ. Президент дважды не подписал этот документ, и 10 марта обратился в КС чтобы проверить на предмет соответствия Конституции одного из положений закона "О военной службе и статусе военнослужащего", на основе которого Гаспарян и был освобожден от должности главы Генштаба. Но при этом на основании действующего законодательства решение премьера 9 марта вступило в силу. А рассмотрение заявления президента в КС может занять месяц. Параллельно Гаспарян обжаловал решение в Административном суде.