Неудивительная Армения: почему оппозиция никак не может "отправить" Пашиняна в отставку

Непрекращающаяся "междоусобица" может дорого обойтись армянскому государству. Колумнист Sputnik Армения разбирает методы политической борьбы в стране.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Размышляя о достижениях нашего государства за последние 30 лет, приходишь к выводу, что после военной победы на карабахском фронте в начале 90-х армяне практически ничем больше не удивляли ни самих себя, ни внешний мир. В числе немногих исключений (как бы странно это не звучало), позволивших развитым странам взглянуть на нас с интересом, стало решение властей Армении включить дисциплину "шахматы" в школьную программу. Это стало той новой идеей, которая "зацепила" мир. Что касается политических и экономических процессов, то здесь мы слишком предсказуемы. Нынешняя ситуация в Армении – свежее тому подтверждение. Предсказуемо себя ведут и оппозиция, и власти, да и само общество в целом.

Балаган вместо эффективной стратегии

Глядя на действия армянской оппозиции, возникает ощущение "дежавю", ведь, по сути, оппоненты лидера "бархатной революции" используют те же методы, что и сам Никол Пашинян в 2018-м.

Но победить "цветную революцию" теми же самыми "цветными" технологиями – сложный процесс. Общество настолько разочаровано и в "бывших", и в "нынешних", что расшевелить и поднять апатичный Ереван, который даже в дни войны так и не удосужился выйти из зоны комфорта, ой, как сложно.

Бесконечные шествия и митинги, пусть даже с участием тысяч людей (их количество пока недостаточно для того, чтобы реально повлиять на ситуацию), блокировка дорог давно уже стали привычными составляющими нашей повседневной жизни и утратили остроту новизны. Устраиваемые лидерами оппозиционного движения "стометровые забеги", перебежки от одного правительственного здания к другому в тщетной попытке преградить путь Пашиняну лишь усиливают впечатление происходящего на улице балагана и имитации бурной деятельности.

Все смешалось в доме Армянском: "протестанты" и "отверженные" в одном парламенте

При всем этом, как бы слаба оппозиция ни была, мало кто поверит, что входящие в "Движение по спасению Родины" политические силы вместе взятые не могут в городе-миллионнике вывести на улицу сотню тысяч человек, не говоря уже о стягивании граждан из регионов, где политики-представители этих же партий все еще пользуются влиянием. Тем более, что глухое недовольство властями в стране только растет.

Получается, что свыше десятка партий с крупными финансовыми ресурсами (среди "бывших" все еще немало состоятельных людей) вот уже несколько месяцев не могут добиться отстранения от власти премьера, который не только потерпел сокрушительное поражение в войне, но даже сейчас продолжает стремительно отступать на внешнем фронте.

"Коридоры кончаются стенкой": Левон Тер-Петросян – провидец или лжепророк?>>

Неспособность оппозиции свергнуть ослабевшее правительство на данном этапе, скорее всего, кроется во внутренних противоречиях и нежелании партий тратить собственные финансовые ресурсы на общее дело. Ведь непонятно, кто в итоге станет новым премьером (речь, естественно, идет не о временном правительстве, если таковое будет сформировано) в Армении.

Позиция Генштаба и "игры" с Конституцией

Немного интриги в борьбу внес Генштаб ВС Армении, потребовавший отставки правительства, но отказавшийся взять власть в свои руки. Тем не менее, недовольство генералитета никуда не делось, и понятно, что безоговорочной поддержки армии Пашинян лишился. В Армении, где сильнейшим институтом выступают именно ВС, а не спецслужбы и не полиция, это один из ключевых факторов в вопросе сохранения или потери власти.

Хрустальные челюсти политической элиты, или Как Пашинян все еще надеется на США>>

Пока что стороны решили идти по конституционному демократическому пути. Как говорится, "законным путем идти можно, дойти трудно". Вновь началось это копание в законодательстве, юристы принялись за свое "крючкотворство", по-разному трактуя те или иные положения Конституции. Все это лишь запутывает процессы и усугубляет кризис в стране. Да и внезапные попытки политиков из разных лагерей превратить Конституцию в "священную корову" вызывают лишь ироничную улыбку. Ибо Конституция в Армении никогда не была "священной коровой", более того, давно уже стала частью политической игры: каждый, приходящий к власти, меняет и перекраивает Основной закон лично под себя и под свои нужды.

Борьба Пашиняна за власть

Что касается Пашиняна, то он явно преувеличивал, когда выражал готовность пожертвовать даже жизнью ради победы в Карабахе. Жизнь его денно и нощно охраняют десятки силовиков, да и карьерой своей он тоже не спешит поступиться, намертво вцепившись в кресло премьера.

Нужно отказаться от "академизма" – политтехнолог о просчете армянской оппозиции>>

Бороться за власть действующий глава правительства продолжает по нескольким причинам. Во-первых, тщеславие и амбиции Пашиняна не позволяют ему добровольно отказаться от власти. Во-вторых, он видит прогнозируемость оппозиции и чувствует пока что ее неспособность нанести неожиданный и сильный удар. Если на внешнеполитической арене Пашинян проявил себя как слабохарактерный игрок, то на внутреннем ринге он чувствует себя уверенно, как рыба в воде, ибо прекрасно понимает психологию своих противников. В-третьих, у него нет никаких гарантий неприкосновенности после отставки. Сам он таких гарантий для "бывших" не обеспечил, и теперь рассчитывать на милосердие своих оппонентов ему не приходится.

Раскол в обществе углубляется

Если же понаблюдать за настроениями в обществе, то невооруженным глазом видно, что ведем мы себя, как непрочная и недружная семья, где, столкнувшись с бедой, кто-то малодушно бежит от проблемы, кто-то яростно набрасывается на других с обвинениями, а кто-то думает лишь о личной выгоде.

Смена формы правления: чем "не угодила" Пашиняну парламентская республика

После трагедии в любой стране на поверхность всплывает та человеческая грязь, которая обычно в виде осадка оседает на дне и в мирные времена не столь заметна. Даже в нереально законопослушной (по нашим меркам) Японии после аварии на АЭС в Фукусиме совершались преступления. И хотя поначалу в мире бытовал миф о том, что в зоне отчуждения практически нет мародерства, впоследствии выяснилось, что и там дома грабили, и там банкоматы обчищали.

В этом плане Армения опять же не удивила мир, и не стала редким исключением из правил. После войны кто-то стал наживаться на гуманитарной помощи для беженцев, кто-то – обманывать родителей без вести пропавших военнослужащих, а кто-то – намеренно повышать арендную плату за квартиры, прекрасно зная, что беженцы, оставшиеся без крова, остро нуждаются в жилье.

Энергетика балконов вместо площадей: есть ли шанс у Пашиняна сохранить власть>>

Общество деморализовано и расколото. Вся наша энергия, все наши ресурсы уходят не на отпор внешним противникам, а на борьбу друг с другом, которая превращается в вульгарную междоусобную грызню, которую мы почему-то именуем "демократией" и "свободой". Но то, что мы видели на митинге 1 марта – это не свобода, а классический пример охлократии, где главное – прихоть толпы, которая находится под влиянием демагогов.

Каждый день, потраченный на междоусобицу, нам обходится слишком дорого, так как не позволяет сконцентрироваться на вопросах обороны государства.

Где выход?

Единственный позитивный момент во всей этой ситуации заключается в том, что и власти, и оппозиция заявляют о необходимости исключить кровопролитие. Все понимают, что гражданская война поставит крест на нашем будущем. Остается единственный выход – политические переговоры и достижение договоренности по выборам.

Пробуксовка армянской оппозиции, или Что кроется за словами Пашиняна о Шуши>>

Президент, который старается быть над схваткой и держится особняком, ранее уже выступил с инициативой многосторонней встречи, которая пока, правда, провалилась. Тем не менее, его главная задача остается неизменной – убедить Пашиняна подать в отставку и пойти со своей командой на досрочные выборы.

Несмотря на все потуги удержаться у власти, Пашинян проиграл. А проигравший всегда уходит.