Некоторые предприниматели меняют этикетки, заменяя Made in Turkey на Made in China, другие ввозят ту же турецкую одежду из России, а есть и такие, которым удается импортировать товар напрямую из соседней страны. Разумеется, окольными путями.
Мы связались с директором одного из крупных турецких брендов одежды, представленных в Армении, имя которого не станем называть по понятным причинам. Предприниматель еще полтора месяца назад не знал, что будет делать дальше. Однако сейчас он признается, что работают как и прежде. Вопрос - как?
Получается, турецкая продукция вновь продолжает появляться на армянском рынке, но уже – в обход решения правительства, по которому запрет на товары из Турции действует сроком на полгода. Более того, Минэкономики намерено выступить с предложением о его продлении.
Тем не менее, в сложившейся ситуации обвинять представителей мелкого и среднего бизнеса нельзя, ведь иначе они попросту лишатся источников дохода.
В связи с этим доктор экономических наук Тадевос Аветисян считает, что для реализации подобного закона необходимо было предпринять серьезные шаги.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он подчеркнул, что изначально это было политическим решением, связанным с недавней карабахской войной, в которой Турция оказывала всяческую поддержку Азербайджану.
"Во-первых, необходимо было создать альтернативы для бизнесменов, чтобы Турцию можно было заменить другими странами. То есть создать реальные возможности для импорта из более дружественных нам государств. Во-вторых, оценить потенциал нашей страны и запустить отечественное производство. Для этого нужна была четкая государственная программа, которой, по сути, не было и нет сейчас", - сказал эксперт.
По его словам, с момента бойкота и введения эмбарго прошло достаточно времени, однако импортеры так и не дождались государственной поддержки. А ведь за этот период нужно было действовать максимально эффективно.
Вместе с тем он уверен, что никаких программ в этом направлении так и не будет реализовано нынешними властями, несмотря на то, что стимуляция местного производства привела бы к развитию экономики в целом.
В качестве примера он приводит ту же Турцию, которая для производства одежды и обуви закупает сырье и даже станки у Китая.
"Почему же мы не можем сотрудничать подобным образом с дружественной для нас страной", - задается вопросом Аветисян.
По его мнению, очень логично, что в сложившейся ситуации хозсубъекты тем или иным способом завозят и продают товар, пусть и не в том объеме, в котором завозили до запрета.
Тут уже возникает вопрос к соответствующим госорганам, которые обязаны следить за исполнением постановления правительства.
"Если турецкая продукция появляется на рынке, то как же происходит контроль? Из этого можно сделать вывод, что либо работа этих органов не продуктивна, то есть они попросту не в состоянии исполнять свои обязанности и осуществлять хоть какой-то контроль, либо же они сознательно закрывают глаза на происходящее", - заключил экономист.
Он добавил, что здесь возникает еще одна проблема, ведь не каждому предпринимателю удается продолжать импорт, но лишь особо "ловким и шустрым".
Выходит, что законопослушные предприниматели лишаются своего дела, в то время как другие – к примеру, фавориты властей или же представители их круга – получают возможность для сверхприбыли.
"Речь о тех, кто выступает за экономическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном. Такие есть и среди органов высшего руководства, и среди частного сектора. Я говорю не о мелких предпринимателях, а, наоборот, о тех, у кого уже есть монопольные позиции в бизнесе", - добавил он.
Таким образом, запрет есть, но действует не для всех. Это, по мнению Аветисяна, создает серьезный повод для беспокойства. Тем более, что такая ситуация имеет негативные экономические последствия.
В заключение эксперт отметил, что законы, действующие не для всех, приводят к еще большей монополизации в армянском бизнесе.