"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

На войне в Карабахе тысячи молодых людей стали инвалидами. Кто-то параллельно с реабилитацией уже начал физические тренировки. В этом деле группе бывших военных помогает подполковник Степанян, который несколько лет назад и сам прошел этот путь.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сильные духом не сдаются

Семь лет назад Саркис Степанян служил в спецназе. В 2014 году, когда он выводил раненого солдата с заминированной территории в Карабахе, произошел взрыв. Саркис чудом спасся, но потерял обе ноги и руку. Несмотря на тяжелые увечья, спустя какое-то время Саркис в прямом смысле слова встал на ноги.

Он не только не забросил военную службу, но и начал более активно заниматься спортом, стал многократным чемпионом Европы и мира по армрестлингу среди инвалидов, установил многочисленные рекорды, основал Армянскую национальную федерацию инвалидного спорта и создал специально приспособленный спортзал. В спортзале "Легенды" примером подполковника Саркиса Степаняна воодушевляются те, кто всего несколько месяцев назад поборол смерть.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

"Я жив, значит – победил"

Год и 10 месяцев были уже позади... 20-летнему Арарату Торосяну, проходившему срочную службу в Мартуни, оставалось всего 110 дней, чтобы вернуться домой, в село Артени Арагацотнской области. Но...

"Примерно в 7:30 утра начали бомбить нашу часть. На самом деле, мы в какой-то степени знали о войне, но она застала нас врасплох..."

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

Ударом противника в первые же часы были выведены из строя ПВО. Арарат говорит, что после этого начали подниматься на посты. Были вынуждены пройти 15 км пешком: на машинах было опасно, они быстро становились мишенью врага. Война Арарата продлилась всего четыре дня. Вечером 1 октября в результате удара БПЛА он был тяжело ранен, когда пытался спасти боевого товарища.

"Я понял, что он не видит летящий в нашу сторону снаряд. Побежал, отбросил его, пробежал еще 3-4 метра, напротив были еще трое человек, и снаряд упал между нами пятью. Один из новобранцев погиб прямо на месте, другой - умер по дороге от внутреннего кровотечения, мне и другому парню оторвало ноги, а у пятого нижние конечности были изрешечены осколками", - вспоминает он.
"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

В степанакертской больнице Арарат перенес клиническую смерть. Врачи во время войны были невероятно загружены, одного за другим привозили раненых. А так как Арарат не подавал признаков жизни, то подумали - мертв.

"Проснулся в каком-то подвале, повсюду были трупы. Врач вошел, увидел меня и испугался. Потом меня перевели в Горис. Я потерял много крови. В какой-то момент потерял надежду, попросил бумагу и ручку, чтобы написать несколько слов маме и брату. Но состояние стабилизировалась и меня на вертолете перевезли в Ереван.. Я жив, и значит все хорошо", - говорит Арарат.

Сейчас он тренируется, чтобы окрепнуть и вернуть прежнюю форму. Арарат до войны был спортсменом, занимался боевыми искусствами, стал чемпионом по бегу. Сейчас ему нужно набрать мышечную массу, чтобы пользоваться протезами, держать равновесие. В тренажерном зале он не только укрепляет тело, но и хорошо проводит время: здесь люди, которые понимают друг друга.

"Знал, что спасения нет, только смерть"

Саркис Арутюнян - родом из Арцаха. Его отец воевал в первую карабахскую войну, один из четырех братьев - участник апрельской войны, а Саркис с двумя братьями стали участниками последней карабахской войны. Он был в Мартакерте, когда началась война. Воинскую часть бомбили, только через 2-3 часа они смогли выйти и подняться на посты. Уже после этого Саркиса перевели в Мартуни.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

"Когда я отправился в Мартуни, знал, что спасения нет, там только умирают, другого пути нет. Поразительно, как я добрался до больницы. В этом направлении использовали все: фосфор, авиабомбы, кассетные бомбы, беспилотники... Всю ночь шли тяжелые бои, бились по 20 часов, спали по 3-4 часа".

По словам Саркиса, из Мартакерта в Мартуни перевезли больше 230 ребят, более 110 погибли или пропали без вести. Это был настоящий ад, из которого ему несколько раз удавалось чудом спастись.

28 октября война для Саркиса закончилась – вечером минометным снарядом ему оторвало ноги.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

"Сначала я не понял, что потерял ноги, меня завалило землей... До самой больницы был в создании, все помню. Обстреливали жестко, "скорая" не могла подъехать", - вспоминает бывший солдат.

Саркиса перевезли в госпиталь Мартуни, а оттуда – в Степанакерт. Не удалось в тот же день доставить его в Ереван: помнит, больницу бомбили так, что перемещаться было невозможно.

Ему уже сделали протез, после окончания курсов лечения и реабилитации вернется домой, в Степанакерт. А пока он здесь, тренируется, чтобы окрепнуть.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

"Тренировки приносят пользу не только в физическом плане. Здесь знакомлюсь с хорошими ребятами", - говорит Саркис, обводя взглядом зал.

Несколько дней назад он обручился, впереди - свадьба.

"Шли на меня танками"

Артуру Ованнисяну из Еревана тоже 20 лет. Он был военнослужащим срочной службы в одной из самых горячих и кровавых точек – Джракане (Джабраил - ред.). Фельдшеру батальона оставалось до демобилизации 112 дней, но этот день настал намного раньше и совсем при других обстоятельствах...

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

Об аде и всем ужасе войны говорят глаза Артура, в них есть все: кровь, боль и смерть...

"Каждую ночь, когда ложусь спать, вспоминаю... Я потерял друга, он погиб на моих глазах. Там были я, Айк и Юра... Юра погиб, я и Айк были ранены".

Он хорошо помнит момент, когда азербайджанцы начали подступать на танках. "Я видел лицо азербайджанца, он заметил меня и Айка, повернув танк в нашу сторону", - говорит Артур.

Раненые друзья долгое время были одни, не могли наладить связь и позвать на помощь. Машина "скорой помощи" сгорела, а с ней – и медперсонал, так что нужно было по-мужски переносить боль, собрать последние силы, чтобы выжить.

"Нога у меня была на месте, но вся разорвана. Айку оторвало указательный палец, обе руки были в осколках. Мы сделали себе перевязки, говорили друг с другом", - вспоминает Артур.

Ребята спаслись, и уже в больнице Артуру ампутировали левую ногу.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

Они с Айком часто встречаются, стараются не говорить о войне, хотя и не получается забыть произошедшее.

"У меня есть без вести пропавшие друзья, есть погибшие, есть пленные из нашего батальона. Идешь в "Ераблур", а там повсюду - ребята из Джабраила... Каждый раз, когда снимаю или надеваю протез, не могу не вспоминать о войне", - признается Артур.

До службы в армии он учился на санитарно-эпидемиологическом факультете, но после войны все изменилось. Этим летом он подаст заявку в Ереванский государственный медицинский университет, хочет стать хирургом или стоматологом. Сейчас изучает английский язык, скоро начнутся занятия по программированию, юноша ходит в спортзал, чтобы быть в форме. У Артура насыщенная жизнь, и живет он теперь сегодняшним днем.

"Я жив, значит - победил": как покалеченный подполковник тренирует раненных в Карабахе

P.S. Многие мужчины, ставшие инвалидами во время последней карабахской войны, тренируются здесь. Они становятся крепче телом и, самое главное - сильнее духом.

"Я пытаюсь использовать свой опыт, все, что я видел и пережил, чтобы помочь им преодолеть случившееся. Некоторые не знают, что такое протез. Им кажется, что если у них будет хороший протез, то на следующий день они начнут бегать. Я им объясняю, что все происходит поэтапно, будет множество трудностей, нужно не сломаться... Мы готовим их, они осознают ситуацию и пытаются сохранить то, что есть, усилить и опираться на это", - говорит 38-летний подполковник Саркис Степанян. В дни войны и после нее Саркис посещал больницы, встречался с ребятами, воодушевлял своим примером, показывал, что любая ситуация может стать началом чего-то нового.

Кстати, потерявший три конечности военный и в этой войне был на передовой, перевозил раненых и даже получил очередное ранение от удара "Смерча" у села Каринтак. Сильные духом непобедимы...