Повод нагреть руки: главный птицевод Армении о том, почему снова дорожают яйца

Проблемы с производством начали сглаживаться, но цены по-прежнему растут. В этот раз причина в простой спекуляции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВНА, 24 мар – Sputnik. Очередное подорожание куриных яиц на армянском рынке связано уже не с проблемами на производстве, а со спекуляцией. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения председатель Союза птицеводов республики Сергей Степанян.

Ажиотаж перед Пасхой или подорожание всерьез? В Армении задались вопросом о яйцах

С начала марта цены на яйца стали расти, потому что из-за коронавируса птицефабрики Армении не могли завозить в страну новое поголовье кур-несушек (своего племенного хозяйства по их выращиванию в республике нет). Во-первых, из-за пандемии сократился объем грузоперевозок, а во-вторых — и это главное — появились ограничения на экспорт продовольственных товаров первой необходимости. В результате на фабриках остались старые несушки с более низкой продуктивностью. Производства в связи с этим стали вынужденно повышать цены.

Только с конца прошлого года, при поддержке Союза, фабрики начали закупать инкубационных цыплят из Германии. В феврале-марте они постепенно вступали в период яйценоскости, поэтому отчасти поголовье обновить удалось. Но в последние несколько дней цена все равно продолжила расти. Здесь проблема уже не в производстве, а в спекуляции, подчеркнул Степанян.

Бывшие экспедиторы птицефабрик обходят крупные магазины, "выгребают" оттуда яйца и перепродают небольшим магазинам и лавкам. В прежние годы реализацию яиц фабрики проводили через экспедиторов, с которыми работали по контракту. Каждый из них (как правило, владелец собственного грузового микроавтобуса) договаривался с магазинами и фабриками и становился посредником. Постепенно фабрики обзавелись собственным грузовым парком для организации самостоятельного развоза. Теперь экспедиторы хотят оставить за собой небольшие магазины и договорились работать с ними по взаимовыгодной схеме, пояснил Степанян.

"Они увидели, что яйца подорожали, и решил сыграть на этом ажиотаже. Заходят в супермаркет, скупают яйца и выходят, потом с наценкой в 20-25% перепродают небольшим магазинам. Тем тоже выгодно, они тоже пользуются ажиотажем и добавляют свою наценку, потому что и они могут играть на ажиотаже", — пояснил Степанян.

Когда фабрики попросили супермаркеты временно ограничить выдачу яиц в одни руки, экспедиторы стали заходить в магазины по пять-шесть человек и по нескольку раз в день.

Небольшим магазинам такая схема тоже выгодна. Они не подписывают никаких счетов-фактур, покупают товар с рук, и этот оборот налоговая не видит, подчеркнул Степанян.

В свою очередь в Госкомиссии республики по защите экономической конкуренции сообщили, что направили запросы на птицефабрики. Получив и проанализировав эти данные, комиссия выступит с заявлением.