ЕРЕВАН, 2 апр — Sputnik. Национальный Филармонический Оркестр Армении (НФОА) готовит запись всех девяти симфоний немецкого композитора и пианиста Людвига ван Бетховена. Подобные проекты осуществили лишь несколько ведущих мировых оркестров. Версия, записанная армянским оркестром при поддержке специалистов Мариинского театра (Санкт-Петербург), окончательно будет готова к середине лета.
Как сообщил на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения продюсер проекта, генеральный продюсер НФОА Арман Падарян, цель этой инициативы - создание продукта международного уровня.
"В 2020 году мы должны были отпраздновать 250-летие Бетховена, но в связи с пандемией и локдауном, были вынуждены перенести часть важных мероприятий на 2021 год, в том числе и запись симфонии Бетховена", - сказал Падарян.
Специалисты Мариинского театра - звукорежиссер, номинант Грэмми-2014 Илья Петров, режиссер-постановщик, номинант ТЭФИ-2005, 2008 Дмитрий Казаков и оператор-постановщик, технический директор Арсений Николаев впервые приехали в Армению 16 января. Тогда были записаны первая, вторая и пятая симфонии.
В рамках рабочего плана уже в конце марта - начале апреля были записаны четвертая, шестая и седьмая симфонии. В ближайшем будущем планируется запись третьей и восьмой, а уже в середине июля девятой симфонии.
"Таким образом мы станем одним из немногих коллективов как на территории стран бывшего СССР, так и в других странах, где есть филармонические оркестры мирового уровня, вплоть до Китая, Австралии, Южной Кореи, который записал все девять симфоний Бетховена, при чем не только аудио, но и видео", - сказал Падарян, подчеркнув беспрецедентность проекта.
Он отметил, что филармонический оркестр записывает одного из лучших представителей музыкального мира, и это - наведение мостов, а не возведение стен. В дальнейшем планируется распространение записи и на цифровые носители для популяризации среди молодежи.
Тот же Бетховен, но по-новому?
При этом художественный руководитель и главный дирижер Национального Филармонического Оркестра Армении Эдуард Топчян признался, что перед тем как приступить к записи, он долго и тщательно изучал письма, биографию и все, что связано с Бетховеном.
В ходе пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения он отметил, что эта программа беспрецедентная. Он также считает вполне нормальным, что в нашей стране, среди множества проблем, принимается такое решение и осуществляется такой проект.
"Мы подумали, что так как год Бетховена не состоялся, то лучше записать исполнение как на аудио, так и видео. Я всю свою жизнь учился, смотрел, как нужно исполнять венских классиков, в особенности Моцарта и Бетховена. Мне показалось, что нам есть что сказать, и мы имеем право это записать и представить", - сказал Топчян.
Он выразил надежду, что проект принесет удачу как коллективу, так и Армении. Топчян подчеркнул, что была проведена работа над каждой нотой, фразой, формой, красками. Над тем, что сказал Бетховен в том письме, как он объясняет темпы, почему создал метроном. Топчян отметил, что для классика всегда было важно, как играют его
произведения, и об этом он всегда говорил в своих письмах.
"Паломничество к Бетховену": пресс-конференция, посвященная музыкальному фестивалю>>
"Во второй части седьмой симфонии написано аллегретто и метроном. Сам Бетховен написал об этом. А до недавних пор эту часть играли медленно, получалась другая музыка. Сам Бетховен говорил, что если играешь это медленно, то получается траурный марш, а у меня нет такого ", - объяснил Топчян.
А Мариинский театр ?
Специалисты Мариинского театра изначально не верили, что проект вообще состоится. Все встало на свои места, когда они приехали в январе и начали работу.
Звукорежиссер Илья Петров на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения подчеркнул, что с коллективом в Армении сложились прекрасные отношения, и он получает большое удовольствие от работы с музыкантами. Больше всего его удивила полная отзывчивость коллектива и адекватная реакция на замечания.
Между тем, режиссер-постановщик Дмитрий Казаков отметил важность записи и то, что это происходит в таком прекрасном городе, как Ереван.
"Город не приедается, потрясающе мягкий, европейский, культурный, чистый. Мы работаем с музыкантами, которые пришли не на работу, а сыграть", - сказал он.
В свою очередь, оператор-постановщик, технический директор Арсений Николаев впечатлен отзывчивостью коллектива.
Он отметил, что персонал всех служб приходит рано, люди открыты для любой работы и задачи.
По его словам, проект, который записывается на видео в формате 4 К - новый опыт и для них.