Как народный художник России "взял" крепость Карса

В Академии художеств России появилось батальное полотно и посвящено оно взятию русскими войсками крепости Карса. Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян рассказал об армянском следе в этом событии.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Москва, Белый зал президиума Академии художеств России. Мольберт с завешанной до поры до времени картиной. В зале много известных Москве армян, однако, главное действующее лицо - Евгений Максимов, академик, народный художник России, заслуженный деятель искусств России. Проходит презентация картины Максимова "Взятие русскими войсками крепости Карса".

Почему Карс? Все началось в 2012 году, когда вице-президент АФК "Система", известный общественный деятель Сергей Ашотович Мндоянц организовал поездку в Карс-Эрзрум-Баязет-Ван-Муш-Сарыкамыш. Такой вот близкий сердцу каждого армянина маршрут.

Кто-то как Андраник Мигранян снимал любительский фильм, кто-то как Сергей Мндоянц записывал свои впечатления в дневник, Евгений же Максимов делал то же, но в виде зарисовок, из которых потом родилось то самое батальное полотно. А приглашенная публика с интересом слушала рассказ о том, как началась и чем завершилась битва за древний Карс, столицу армянского Карского царства, превращенного в турецкую крепость.

Как народный художник России "взял" крепость Карса

Крепость была построена в 1850-х годах и стала одной из самых сильных крепостей Турции. Что бы это значило в натуре? Четыре группы укреплений с высотой валов в шесть метров и толщиной до десяти метров. Укрепления связывались друг с другом траншеей, между которыми стояли полевые батареи. Здесь же казематы, казармы, пороховые погреба. Впереди укреплений и траншей - рвы, глубиной до трех и шириной до восемнадцати метров.

И самое главное – местоположение. Крепость стояла на возвышении и как бы парила в высоте, контролируя таким образом все окружающее пространство. Наверное, не только мне вспомнился Шуши времен первой Карабахской войны: попробуй, возьми. Армяне попробовали и взяли. Потом совсем уж бездарно отдали…

Пока мы есть, Ани быть: исламизированный армянин стал хранителем армянской столицы

Но еще задолго до этого русские войска брали Карс. Как это было? В течение недели шла интенсивная бомбардировка укреплений, затем - штурм крепости. Турецкий гарнизон – это свыше восемнадцати тысяч солдат и офицеров и триста три пушки. Русские войска – двадцать восемь тысяч человек и сто двадцать шесть орудий - все под командованием генерал-лейтенанта Лазарева, уроженца города Шуши Российской империи.

Кто из армян еще? Еще начальник Эриваньского отряда генерал-лейтенант Арзас Тер-Гукасов, генерал-майоры Алхазов, Лорис-Меликов, Денибеков. Плюс поручик Абрамеликов, капитаны Арутюнов и Долуханов, подполковник Меликов, а также добровольческий полк под командованием полковника Ениколопова.

Не стояло в стороне и местное армянское население: обеспечивали действующую армию транспортом, помогали в лечении раненых, снабжали войска продовольствием. Армяне служили проводниками, при ночном штурме Карса из одиннадцати проводников и переводчиков штурмующих колонн восемь были армяне.

Утром 6 ноября 1855 года Карс был взят. Уцелевшие при штурме турки капитулировали. Бежать удалось только небольшой группе всадников и коменданту крепости Гуссейну-Хами-паше. Потери турецких войск (убитыми и ранеными) составили около семи тысяч человек, русских - две тысячи триста.

По утверждению Ваагна Крбекяна, автора книги "Участие армян в русско-турецкой войне 1877–1878 годов" с присоединением Карса территория Армении составила около семидесяти тысяч квадратных километров. Что осталось на сегодня, знаем, что может получиться, если не сумеем удержать оставшееся, можно только гадать.

"Турки встречали угрюмо, армяне - с восторгом": как генерал Брусилов отличился под Карсом

Карсская эпопея оставила свой след и в искусстве. Многие видели и помнят картину Васнецова "Известие о взятии Карса", Кившенко – "Вход русских войск в Карс", английский живописец Томас Джон Баркер нарисовал "Сдача Карса, Крымская война", Алексей Кившенко (автор знамениотой картины "Военный совет в Филях") назвал свое полотно "Победный въезд", композитор Модест Мусоргский создал торжественный оркестровый марш "Взятие Карса".

В Академии художеств России карсский победный сюжет получил продолжение в принятой под аплодисменты новой картине Евгения Максимова. Свежи в его памяти и впечатления от поездки: ошеломительные пейзажи, незабываемая природа и тут же ошарашивающее варварство. Большая часть храмов и других памятников армянской культуры снесена, с огорчением отметил академик.