Станет ли Джо Байден первым президентом США, признавшим Геноцид армян

Колумнист Sputnik Армения заметил целый ряд косвенных сигналов, свидетельствующих о готовности Джозефа Байдена назвать, наконец, вещи своими именами.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Чуть больше недели осталось до 24 апреля, когда армяне всего мира отмечают день памяти жертв геноцида. И чем ближе 106-я годовщина трагедии, тем активнее становится дискуссия о том, признает ли факт армянского геноцида президент США. 

В понедельник авторитетное американское издание "National Interest" опубликовало статью известного аналитика Майкла Рубина, озаглавленную "Джо Байден может признать армянский геноцид". Хотя заголовок о многом говорит, сама публикация посвящена скорее препятствиям, мешающим Белому дому дать адекватную политическую и правовую оценку преступлениям младотурок.

"Многие в администрации Байдена, в Госдепартаменте и Пентагоне могут найти мотивы, позволяющие отступить от обещания признания геноцида, или вынуждающие подобрать слову "геноцид" иной, моральный эквивалент. В Госдепартаменте все еще есть сильное турецкое лобби, готовое отстаивать интересы Анкары. А в Пентагоне могут полагать, что обострение конфронтации с Эрдоганом заставит его решиться на военную агрессию в Восточном Средиземноморье. Уже есть признаки того, что Байден и Блинкен колеблются", - пишет Майк Рубин.

Тем не менее, автор склоняется к тому, что президент Байден все-таки признает факт Геноцида армян, поскольку это будет "одновременно и правильно, и мудро".

США и их союзники по НАТО перебрасывают силы к границам России – Шойгу

Люди, вхожие в Белый дом, и бывавшие в овальном кабинете, все чаще позволяют себе намеки на то, что в вопросе признания геноцида Байден настроен положительно. Последним таким сигналом стал комментарий пресс-службы президентской администрации, распространенный по просьбе издаваемой в Афинах газеты "Kathimerini". 20 марта журналист греческого издания направил письменный вопрос в офис Джен Псаки с просьбой пояснить отношение президента Байдена к инициативе сенатора Боба Менендеса, призвавшего коллег присоединиться к требованию признания геноцида. Хотя Псаки и уклонилась от прямого ответа, не назвав события 1915 года геноцидом, акценты ее комментария были обнадеживающими. Она дала понять, что Джозеф Байден не намерен отказываться от своего обещания, которое дал еще будучи кандидатом в президенты. Напомню, 24 апреля прошлого года, в разгар избирательной кампании Байден написал на своей страничке в "Твиттере": "В случае избрания я обязуюсь поддержать признание Геноцида армян и сделаю всеобщие права человека главным приоритетом".

Отчетливее не скажешь – "Я обязуюсь…" Как тут отвертеться?.. Важно, что члены команды президента не избегают упоминаний о том, что Байден дал своим избирателям-армянам вполне конкретное обещание. О том, что президент умеет держать данное слово, напомнил на парламентских слушаниях и госсекретарь Энтони Блинкен. В ответ на просьбу сенаторов дать оценку событиям 1915 года, он напомнил, что Джозеф Байден, будучи кандидатом в президенты, высказался на этот счет предельно отчетливо.

Американцы не добьются никаких уступок от Ирана через санкции – глава МИД>>

У противников Байдена есть хороший аргумент. Президенту можно припомнить, что однажды он весьма разочаровал своих армянских избирателей. На посту председателя комитета Сената по международным отношениям он в свое время поддержал очередную "армянскую резолюцию" и пообещал, что добьется признания геноцида. Но как только был избран вице-президентом, перестал проявлять в этом вопросе какую бы то ни было инициативу. Впрочем, то были иные времена. К тому же, Байден были лишь вторым человеком администрации, и приоритеты внешней политики определил не он, а Барак Обама. Кстати, Обама тоже в свое время обещал, что признает геноцид. Слова своего он не сдержал.

О вероятности признания Байденом геноцида все чаще пишет как американская, так и турецкая пресса. Недавно этой теме уделил внимание журнал "Newsweek". Издаваемая в Анкаре газета "Ahval" месяц назад выделила колонку в передовице известному политобозревателю Илхану Таниру, который призвал соотечественников смириться с тем, что "Байден все-таки признает геноцид армян". Политолог, ведущий эксперт специализирующейся в политическом консалтинге компании "Eurasia Group" Ян Бремер недавно тоже заявил, что имеет достаточно оснований полагать, что президент Байден сдержит обещание. По его словам, послание, с которым президент выступит 24 апреля, "приведет Эрдогана в ярость, но в Белом доме готовы к этому". Бремер ссылается на некоего представителя администрации, который заверил в том, что "Байден - человек слова" и что, "скорее всего, он скоро станет первым президентом США, который назовет события 1915 года геноцидом".

Тут стоит кое-что уточнить. Если 24 апреля Джо Байден произнесет, наконец, долгожданное слово, он на самом деле не станет первым американским лидером, сделавшим это. Дело в том, что в 1981-м 40-й президент США Рональд Рейган уже называл события 1915 года геноцидом. Это произошло не без участия нашего соотечественника Кена Хачигяна, занимавшего тогда пост главного спичрайтера Белого дома.

Байден втягивает США в войну с Россией - экс-советник министра обороны США>>

Несколько лет назад я имел возможность приватной беседы с Хачигяном, который подтвердил, что упоминание в президентской речи словосочетания "геноцид армян" действительно было его личной инициативой. Но инициатива спичрайтера была должным образом согласована с главным советником президента по национальной безопасности и с заместителем госсекретаря. Лица, ответственные за внешнюю политику администрации, одобрили тогда использование слова "геноцид" в контексте описания событий 1915 года. Несмотря на это принято считать, что исполнительная власть США факт геноцида армян официально не признала. Так что у Джозефа Байдена есть шанс войти в историю в качестве первого президента, который это сделает.

Большинство экспертов считает, что Белый дом никогда еще не был так близок к решению окончательно признать Геноцид армян. Этому будет способствовать множество обстоятельств, связанных как с внутренней, так и с внешней политикой. Прежде всего отметим, что такое решение будет в полной мере соответствовать подходам законодателей. В октябре 2019 года Палата представителей, а затем в декабре того же года Сенат официально признали преступления младотурецкого режима геноцидом. Более 100 конгрессменов от обоих партий и 38 сенаторов обратились недавно к президенту с призывом последовать примеру законодателей и квалифицировать события 1915 года как геноцид. Следует подчеркнуть, что среди подписавшихся под этим обращением бывшие кандидаты в президенты Берни Сандерс, Элизабет Уоррен, Митт Ромни, Марко Рубио. Это самые влиятельные люди Капитолия. К призыву сенаторов и конгрессменов присоединился мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти, управляющий вторым по величине и значимости мегаполисом США. Остается добавить, что второй человек действующей администрации - вице-президент Камала Харрис в 2019 году была соавтором резолюции о признании геноцида армян и в ходе избирательной кампании тоже дала на этот счет недвусмысленное обещание.

США и Израиль проведут срочные переговоры после взрыва на ядерном объекте Ирана

Обама пообещал и не сделал. Трамп не обещал и не сделал. Рейган не обещал, но сделал. Байден обещал. Но сделает ли? Тут стоит совершенно четко уяснить - если президент признает геноцид, то вовсе не из за верности данному обещанию, и из-за любви к армянам, а только из-за того, что этого требуют интересы Америки. Складывающаяся политическая конъюнктура действительно способствует признанию геноцида. Напряженность между Анкарой и Вашингтоном из-за покупки турками российских комплексов С-400 продолжает обостряться. Отношения прохладны, как никогда. Попытки Эрдогана наладить диалог с Байденом безуспешны. По просочившимся в прессу сведениям, турецкие дипломаты трижды выступали с инициативой проведении телефонного разговора между двумя президентами, но безрезультатно. Турция – одна из немногих региональных держав, с лидером которой Байден, будучи президентом, не имел никаких прямых контактов. В Белом доме ищут способы наказать своего партнера по НАТО за "непоследовательность" в выборе поставщиков оружия. Признание геноцида может стать болезненным ответом Вашингтона на нежелание Анкары отказываться от российских ракетных комплексов.

Другой фактор, способствующий признанию геноцида - это стремление компенсировать резко возросшее политическое присутствие Москвы в регионе Южного Кавказа. Заключение 9-го ноября трехстороннего соглашения по Карабаху позволило России обрести весьма действенные механизмы влияния на процессы в регионе. Для того, чтобы этому противодействовать Вашингтону нужны нестандартные шаги, способные вызвать симпатии прежде всего армянской стороны, которая в большей мере не удовлетворена итогами войны, зафиксированными Россией. И тут тема геноцида тоже может быть полезна. Как бы то ни было, в Ереване искренне надеются на то, что Соединенные Штаты скоро станут 22-м по счету государством, официально признавшим факт содеянного властями Османской империи Геноцида армян. Основания для такой надежды есть.