Никита Чикунов, Sputnik.
Эксперты разделяют такую позицию и сходятся во мнении, что винограда в Армении и Казахстане слишком мало для производства тех объемов дистиллята, которые экспортируются в Россию. Подробнее – в материале Sputnik.
Спирт под маской коньяка
Вопрос контроля за происхождением и качеством поступающих в Россию коньячных дистиллятов будет включен в повестку дня на заседании государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которое должно состояться в июне этого года. Об этом Sputnik рассказал исполнительный директор российского Союза производителей коньяка (Союзконьяк) Дмитрий Чернев.
Еще в конце января организация направила письмо на имя заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Елены Ягодкиной. В письме Союзконьяк обращал внимание таможенников на "дисбаланс между возможностями выращивания винограда в таких странах, как Армения и Казахстан, и объемами производства коньячных дистиллятов".
Коньячный дистиллят – основу для создания коньяка – получают путем двойной перегонки виноматериалов с последующим хранением полученного спирта в дубовых бочках. Таким образом, уточняют в Союзе, для производства коньячных дистиллятов нужно иметь достаточное количество винограда (из 10 кг винограда можно получить примерно 0,9 литра дистиллята – Sputnik).
"В 2020 году, по данным Росалкогольрегулирования, в Россию из Казахстана ввезли более 430 тыс. декалитров (1 декалитр равняется 10 литрам, - Sputnik) коньячных дистиллятов. В предыдущие десять лет объем ввоза этой продукции был равен нулю. Казахстан никогда не был страной развитого виноделия и виноградарства. Площадь виноградников в стране не превышает 12 тыс. гектаров, а почти весь урожай (около 80 тыс. тонн ежегодно – Sputnik) идет на вино, поставляемое на местный рынок", — говорит Дмитрий Чернев.
Схожая ситуация складывается в отношении Армении. По словам эксперта, в минувшем году в Россию поступило 640 тыс. декалитров (в виде безводного, 100-градусного спирта) армянских коньячных дистиллятов. Это значительно больше расчетного объема годового сбора винограда в стране – около 100 тыс. тонн, добавляет он.
Теоретически из 100 тыс. тонн собранного за сезон винограда можно произвести около 1 млн декалитров коньячного дистиллята, однако на практике это почти невозможно, поскольку необходимо учитывать производство вина и другой продукции, баланс экспорта и внутреннее потребление, уточняет исполнительный директор Союзконьяка.
Почему Армения теряет свой коньяк? Российский эксперт "рассекретил" ряд проблем>>
По этим причинам в Союзконьяке предполагают, что ввозимый в Россию дистиллят из Казахстана разбавляется зерновым этиловым спиртом или смешивается с заграничным спиртом (в частности, узбекистанским), а дистиллят из Армении смешивается со спиртом невиноградного происхождения.
С такими выводами соглашается директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
"У Армении и Казахстана нет такого количества винограда, чтобы производить столько коньячных дистиллятов и коньяка, сколько они продают в Россию. Подозреваю, что Армения ввозит спирты, которые затем превращаются в "армянские". Казахстан производит совсем незначительные объемы, скорее всего, там используют заграничное сырье", — объясняет он.
Необходимо учитывать, что для изготовления коньяка и коньячных дистиллятов подойдет не весь выращиваемый виноград, а только его редкие и довольно специфические сорта. Этот фактор также снижает производственные возможности, добавляет независимый эксперт по алкоголю Сергей Парамонов.
"В Армении, например, приблизительно 95% посевных площадей под сорта винограда, пригодного для производства коньяка и дистиллятов, принадлежат Ереванскому коньячному заводу. Из чего все остальные игроки производят спирт – это вопрос риторический", — замечает специалист.
Неподконтрольные нарушители
Сейчас коньячный дистиллят из Армении и Казахстана перевозится непосредственно от поставщиков на заводы-производители в России, минуя строгий таможенный контроль при пересечении границы из-за членства стран в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), утверждают в Союзконьяке.
По этой причине организация обратилась в ФТС с просьбой проверить партии дистиллятов отдельных армянских и казахстанских поставщиков. В результате, уточняют российские производители, "несколько десятков машин с некачественной продукцией развернули на границе".
В ФТС подтверждают факт таких проверок, проведенных совместно с территориальными подразделениями Росалкогольрегулирования, однако отказываются предоставить более полную информацию. "Итоги проведенных мероприятий планируется подвести в мае", — указывают в пресс-службе ведомства.
В целом, как рассказал Sputnik пресс-секретарь Росалкогольрегулирования Александр Куликов, в 2020 году был ограничен оборот 900 тыс. литров алкогольной продукции, в том числе из Казахстана и Армении, а нескольких участников рынка лишили доступа в ЕГАИС (система, предназначенная для госконтроля над объемом производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, - Sputnik).
Стандарты против фальсификата
Широкое поле для нарушений появилось из-за того, что действующие ГОСТы на коньячную продукцию не содержат строго прописанных показателей, по которым можно обнаружить фальсификат, уточняет Дмитрий Чернев.
Дистилляты, оформленные в качестве армянских или казахстанских, на самом деле могут не являться таковыми и следовать через страны транзитом из государств, не входящих в ЕАЭС, допускает один из участников российского алкогольного рынка, пожелавший остаться анонимным.
В таком случае поставщикам не придется уплачивать таможенные пошлины и проходить проверочный контроль на границе с Россией, что позволяет одновременно снижать затраты на производство и, соответственно, качество продукции и повышать выручку, поясняет он.
Исправить ситуацию, считает Дмитрий Чернев, должен новый государственный стандарт, устанавливающий критерии для определения поддельных коньячных дистиллятов и коньяка.
"Проект такого ГОСТа, разработанного совместно с Росалкогольрегулированием, уже прошел стадию публичного обсуждения. Теперь, собрав отзывы от всех заинтересованных сторон, мы корректируем его первую редакцию. Когда стандарт получит юридическую силу, тогда появится инструмент для выявления ароматизирующих и красящих веществ, а также спирта невиноградного происхождения. Продавать "крашеную водку" под видом коньяка мы не позволим", — заверяет собеседник.
Новый национальный стандарт, по его словам, позволит определять подлинность не только коньяка и коньячных дистиллятов, но и винодельческой продукции. После принятия данного стандарта на национальном уровне предполагается разработка и межгосударственного стандарта.