Переход части Соткского рудника под контроль Азербайджана не только вызвал дополнительные социально-экономические трудности для жителей этого региона Армении, но и оказал негативное влияние на горнорудную промышленность в целом.
Месторождение в Сотке - крупнейшее по запасам золота в Армении. В советское время часть месторождения была включена в Варденисский район Армянской ССР, другая часть – в Кельбаджарский район Азербайджанской ССР. После первой карабахской войны и занятия Кельбаджара армянскими силами весь рудник контролировался Арменией.
Сейчас, когда по итогам совместного заявления от 9 ноября по Карабаху Карвачар (он же Кельбаджар) передан под контроль Баку, вместе с этим потеряна и часть рудника. По оценкам экспертов, значительная часть месторождения приходится именно на административную территорию Карвачара. На армянской части запасы богатой по содержанию золотой руды остаются в глубоких слоях, в то время как в карвачарском отрезке золотоносная руда находится ближе к поверхности.
С потерей части рудника сократились и объемы добычи, в результате чего руководство российской компании GeoPromining Gold, эксплуатирующей месторождение, вынуждено было сократить более 280 работников из почти 1 тысячи. В основном это жители прилегающих к руднику общин – Варденис, Мец Масрик, Покр Масрик, Акунк, Хачахпюр и т.д. Жители самого Сотка под сокращения не попали, учитывая хотя бы то, что населенный пункт расположен в непосредственной близости от месторождения и тем самым находится в зоне воздействия рудника. Такая своеобразная компенсация.
К тому же село теперь получило статус приграничного. Глава укрупненной общины Гегамасар (в состав общины входит и Сотк) Акоп Аветян отмечает, правительство в связи с этим разработало меры поддержки в виде льгот. По закону правительство возмещает 50% счетов за потребляемую сельчанами электроэнергию, природный газ и воду.
Но очевидно, что фундаментальной проблемы социально-экономического развития эти льготы не решают.
Многим оставшимся сотрудникам рудника сократили рабочие часы и, соответственно, "урезали" зарплаты (по меркам села у них была хорошая оплата - около 250 тысяч драмов, ред.). Сельчане, хотя и вполне понимают, что причины такого сокращения объективные, тем не менее считают, что государство и (или) частный сектор должны придумать дополнительные механизмы для их трудоустройства и увеличения доходов.
"Нам нужна стабильная работа, чтобы остаться здесь, а не уехать в Россию, например. Все должны понять, что Сотк теперь стал приграничным селом, почти прифронтовой зоной. Мы же знаем, кто находится по ту сторону границы. Если раньше на многие вещи смотрели сквозь пальцы, то теперь нужно быть начеку. Людям нужен дополнительный стимул, чтобы они жили здесь и укрепляли границу", - говорит житель Сотка Вахинак Восканян.
Сельчане жалуются и на экологические проблемы, которые, по их мнению, связаны с разработкой рудника. Они заявляют, что во время взрывных работ на руднике вся возникающая токсичная пыль оседает на растения, воду, землю.
"После таких взрывов все вокруг становится красным, и запах жуткий стоит. То есть тут проблема не только носит социально-экономический, но и экологический характер. Нужно обсудить с властью, с компанией все эти вопросы. Мы понимаем, что найти быстрые решения наших проблем невозможно", - говорит другой житель.
Раньше село жило в основном благодаря руднику и армии – многие мужчины служили в ВС по контракту, но сейчас часть этих людей после войны в Карабахе уволилась из армии и собирается на заработки в Россию (часть уже уехала). Разногласия с армейским начальством в основном были связаны с дополнительными выплатами за боевое дежурство. "Постовые" им выплачивались с некоторыми перебоями, что вынудило многих оставить службу. Иного заработка в селе нет. Суровый климат позволяет в основном сажать только картофель, никаких других овощных или плодово-фруктовых культур не выращивают, небольшой доход приносит скотоводство, но из-за демаркации многие пастбища остались на территории противника, что вызвало дополнительные проблемы для этой сферы.
Как известно, Соткский рудник до конца 90-х разрабатывался закрытым способом, более безопасным для окружающей среды, но затем он был переделан в открытый карьер, где добыча менее затратна.
Бывший министр охраны природы Армении, советник директора НИИ Геологии Академии наук республики Саркис Шахазизян считает, что в таком виде рудник невозможно поделить на две части, армянскую и азербайджанскую. В таком случае, со слов Шахазизяна, либо GeoPromining должна использовать его по согласованию с обеими сторонами, либо рудник будет простаивать.
Компания, по сути, решила пойти третьим путем. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения пресс-секретарь GeoPromining Рузанна Григорян отмечает, что в настоящее время проводятся проектные работы на подземную разработку рудника и доразведку.
Забегая вперед отметим, что прежде чем полностью перейти на подземную разработку, компания планирует в ближайшие пять лет продолжить открытую эксплуатацию. Именно этой теме были посвящены общественные слушания в Сотке.
Как сообщил автор проектных работ, директор фирмы "Акунк" Ованнес Никогосян, за счет внедрения новых технологий планируется довести производительность рудника до 1,7 миллионов тонн в год с нынешнего 1 миллиона. При этом выброс токсичной пыли будет сокращен – вместо нынешних 2282 тонн в год этот показатель должен составить 634 тонны.
Но вернемся к подземной разработке рудника. По словам Григоряна, новый метод приведет к созданию новых рабочих мест. Компания намерена в первую очередь принимать сотрудников, которые работали на месторождение ранее и потеряли работу в связи с последними событиями, однако, необходимо также отметить, что работа в подземке предполагает специфичную квалификацию. Иными словами, сотрудники должны пройти профилированную подготовку, чтобы соответствовать данной квалификации", - сказала Григорян.
То есть компания придерживается политики приглашать на работу на вакантные места в первую очередь работников из других своих предприятий по республике (в их число входят Агаракский медно-молибденовый рудник и Араратская золотоизвлекательная фабрика).
Об этом говорит и тот факт, что десятки сотрудников Сотского месторождения в настоящее время переведены на Агаракский медно-молибденовый комбинат.
Как работает Соткский рудник после перехода территорий Азербайджану? Ответил Троценко>>
Несмотря на то, что закрытый или подземный метод разработки намного экологичнее, сельчане относятся к идее компании с некоторым недоверием и даже опаской. Сколь-либо серьезных аргументов они не приводят, за исключением того, что уже отмечалось выше. Кроме того считают, что компания должна вложить в развитие сельской инфраструктуры еще больше средств. Основная проблема здесь – нехватка питьевой и оросительной воды. Дефицит воды препятствует развитию скотоводства и сельского хозяйства.
Григорян в свою очередь заявляет, что GeoPromining Gold в рамках требования армянского законодательства ежемесячно заказывает аккредитованным учреждениям мониторинг воздуха, воды и почвы в общинах воздействия (в Гегаркунике и Арарате, где находится золотообогатительный комбинат компании). Все результаты ежемесячных мониторингов приняты во внимание и опубликованы на официальном сайте министерства окружающей среды.
"Необходимо также отметить, что по требованию жителей села Сотк в 2019 году был заключен договор с Национальным центром контроля и предотвращения заболеваний о контроле качества питьевой воды. К тому же с текущего года компания приступает к масштабному экологическому мониторингу в общинах воздействия, где точки мониторинга будут определять органы местного самоуправления в лице представителей местного населения", - заявила Григорян.
Представитель GeoPromining также заявляет, что компания с 2018-2021 гг. сотрудничает с лицензированными медицинскими учреждениями на предмет предоставления бесплатного медицинского обследования для жителей общин воздействия. В результате проведенных медобследований было представлено профессиональное заключение о том, что выявленные среди жителей заболевания никак не связаны с деятельностью активов компании.
Месторождение Сотк можно было сохранить за Арменией - Минасян>>
Золотой рудник в Сотке является одним из крупнейших налогоплательщиков Армении и одним из серьезнейших экономических акторов в стране. Компания GeoPromining Gold в 2020 году заняла четвертое место среди крупных налогоплательщиков Армении и выплатила в госбюджет налоги на сумму 23 миллиарда драмов.
Контролирующим акционером GeoProMining с долей 50,3% является российский бизнесмен, основатель этой компании Симан Поваренкин.
Запасы Соткского золоторудного месторождения в конце 80—х годов оценивались в 80 тонн. Что касается объемов добычи, то по итогам 2019 года (последние доступные данные), "Геопромайнинг голд" выпустила 154 тысячи унций, т.е. около 4,4 тысячи тонн золота (компания выплавляет его в виде полуфабриката чистого золота, то есть золото-серебряного сплава).
Год | Объем выплаты налогов, в млрд. драмов | Место в списке налогоплательщиков |
2011 | 1,8 | 42 |
2012 | 5,0 | 17 |
2013 | 7,3 | 10 |
2014 | 3,9 | 31 |
2015 | 3,9 | 28 |
2016 | 9,4 | 13 |
2017 | 13,5 | 6 |
2018 | 16,1 | 5 |
2019 2020 | 12,5 23,0 | 5 4 |
Среднее содержание золота в руде составляет около 3,6 грамма на тонну, что является относительно высоким показателем по сравнению с другими месторождениями золота в республике.