Легендарный фотограф Валерий Плотников, не раз бывавший в Ереване, дал совет, не относящийся к фотографии, но имеющий прямое отношение к нам.
"Я не могу убедить ни мир, ни трамвай, ни троллейбус в том, что начиная утро с улыбки, не матерясь, не злобясь, можно изменить мир. Это просто. Начните день с улыбки",- предлагает Плотников.
Он снял на пленку тысячи знакомых всему миру лиц, чаще всего улыбающихся, но сказать, что это как-то повлияло на изменение миропорядка, я не рискую.
Несколько армянских лиц из альбома фотохудожника: Сергей Параджанов, Сергей Довлатов, Микаел Таривердиев, Фрунзик Мкртчян, Алексей Экимян. Все, как видим, люди искусства, на лице у всех улыбка. Пару лет назад Плотников был на открытии своей выставки в Ереване.
-Чем запомнились армяне?
-Печалью в глазах, - отвечает Плотников.
Перспектива изменения мира с помощью улыбок входит в противоречие с реалиями жизни, и лишний раз подтверждается словом Сергея Параджанова. " Биография… Я не очень-то помню свою биографию. Что моя биография? "Дард" ("Горе" ред.) - вот это ее вечная форма". Было и, увы, остается и поныне.
Свою биографию Плотников помнит хорошо, а еще лучше - людей, которых снимал. Многие из них, актеры, режиссеры, артисты балета, оказывались на обложке "Советского экрана", что по тем временам означало высшую степень признания.
Чем закончилась попытка переворота в Советской Армении – взгляд изнутри>>
Из наблюдений моего собеседника и на заметку нашим фотографам.
-Есть актеры, которые не очень умело фотографируются.
-Почему так? – спрашиваю.
-Потому что между фотосъемкой и киносъемкой большая разница. В кино есть партнер, движение текст. В фотографии ничего этого нет. А вообще, если человек мне не любопытен, я даже не берусь его снимать, потому что знаю, у меня ничего не получится. Ни фантазия, ни эмоции, ни интуиция – ничего не сработает.
-А может ли быть не любопытна Алла Пугачева?
-Не может. До сих пор сожалею, что отказался снимать ее свадьбу с Киркоровым. Но вот нашло что-то непонятное и…
Листаем фотоальбомы. Много групповых снимков с узнаваемыми лицами: Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Марина Влади, Ростропович, Аксенов, Вознесенский, Боярский…
-Как удалось, чтобы в один миг и у всех сразу на лицах веселое удивление?
-Как у Есенина: "Пальцы в рот и веселым свистом…".
Беседовать с Плотниковым одно удовольствие – узнаешь много неизвестного о известных. Например: Марина Влади вступила в КПСС, чтобы легче было приезжать в СССР и встречаться с Владимиром Высоцким. Или… После кинопоказа Марина Влади стала в СССР народной любимицей, и вокруг нее толпились все народные и лауреаты СССР, а за их спинами скакал Высоцкий, который был ниже ростом: "Эй, мужики, баба-то моя…". А они внимания не обращают, токуют вокруг Марины как тетерева.
Довлатова снимал в Америке, а он сниматься не любил, но Плотников его уговорил. Поставил свет и камеру: "Уже все готово, тебе надо только сесть". И он сел буквально на несколько кадров. Всего пару раз за всю жизнь я видел как человек "чернеет" перед уходом… Эта фотография оказалась последней, месяца через полтора Сергея Довлатова не стало".
Мы едим долму, говорим об Армении, Дилижане, Фрунзике Мкртчяне, вспоминаем его незабываемое "Ты любишь долма?..".
-Я люблю снимать на пленку, люблю все рукотворное, - говорит мастер и продолжает. -Да, отношение к фотографии теперь совсем другое. Конечно, с современной техникой теперь снимать стало проще. Когда нужно быстро получить гонорар,- признается Плотников,- я снимаю на цифровую камеру, но для удовольствия до сих пор работаю только на пленке. Цифра – это быстро, удобно, но она развращает.
Плотников считает, что лучше быть талантливым и здоровым, чем гениальным, но больным. Сегодня он доволен, что никому ничего не должен, и все, что мог, уже совершил. Он счастливый человек, у него пять дочерей и сын, никто из них не пошел по его стопам, но все они замечательные люди. Все они - мои друзья.
Жизнь продолжается!