Нелли Даниелян, Sputnik Армения
Отчет о выполнении госбюджета 2020 года, одобренный на заседании правительства в четверг – краткая аннотация предстоящего на следующей неделе спектакля на заседании парламента. Такое мнение в беседе с Sputnik Армения выразил координатор программ офиса экономических исследований Бюро АРФД, экономист Тадевос Аветисян.
"Будет инсценировка с серьезными лицами. Виновными назначат международные рынки, COVID, войну, словом, всех, кроме реального ответственного номер один – правительства", - сказал Аветисян.
Напомним, что накануне правительство Армении одобрило годовой отчет об исполнении бюджета 2020 года и до 1 мая представит его на обсуждение парламента. Министр финансов Атом Джанджугазян на заседании отметил, что экономика страны в 2020 году в условиях пандемии и карабахской войны выстояла, благодаря экономическим показателям 2019 года.
"В результате дефицит оказался больше запланированного", – сказал Джанджугазян, подчеркнув, что это та цена, которую правительство заплатило за смягчение экономических последствий войны и эпидемии коронавируса.
Почему финансы выдержали - правительство Армении одобрило отчет о бюджете 2020 года>>
Аветисян здесь отметил, что, воспевая показатели 2019 года, министр финансов забыл отметить, что тот год стал логическим продолжением экономических реалий 2017-18 годов. Говоря о последствиях эпидемии, Джанджугазян не упомянул, что экономический спад был в 2-2,5 раза больше среднемирового уровня, а правительство провалило сбор налоговых доходов – они уменьшились на 16%.
"На необходимость борьбы с эпидемией смотрели сквозь пальцы, отшучиваясь и иронизируя. Говорили, мол, победим COVID водкой, пинцетом. Со стороны могло показаться, что COVID пришел спасать экономику Армении", - сказал Аветисян, добавив, что в результате этого несерьезного отношения правительство упустило время для предотвращения распространения вируса, а потом было вынуждено тратить намного больше средств, борясь с последствиями.
"У всех этих программ, составленных "на коленке", не было четких показателей оценки воздействия. Программы разрабатывались на основе сиюминутной политической конъюнктуры, вкладывали деньги, тратили: помните, наверное – выдавали на что-то суммы, потом говорили, что ошиблись, и их нужно вернуть. Были различные программы со сложными схемами: скажем, человек, у которого есть задолженность по налогам в размере 1 драма, не мог воспользоваться программой, и прочее" - сказал экономист.
В 2020 году на программы по нейтрализации последствий пандемии было потрачено более 200 млрд драмов (около 400 миллионов долларов), что составляет больше 10% государственных расходов. Но Аветисян заметил, что на заседании правительства не было даже упомянуто об этих суммах и эффективности их расходования.
Как бы то ни было, по оценке экономиста, пандемия, война, провал управления и несерьезное отношение привели к сокращению доходов госбюджета, а расходы были осуществлены за счет увеличения долга. В результате дефицит бюджета увеличился в два раза против запланированного, а долг правительства превысил 63% ВВП.
Министр финансов заверял на заседании, что правительство будет стремиться в ближайшие 5 лет приблизить долг к отметке 60%. Экономист же замечает, что это обещание правительства противоречит другим, звучавшим ранее.
"При их правлении это возможно настолько же, насколько, например, возможно, что в 2050 году наше население составит 5 миллионов человек, что наш ВВП увеличится в 15 раз, а средняя зарплата - в 7 раз. Кто знает, что может к тому времени случиться",– сказал экономист, напомнив Минфину, что, согласно бюджету 2021 года, долг не только не уменьшается, но и приближается к 70%.
Число официальных рабочих мест в Армении в марте 2021-го впервые превысило 620 тысяч>>
"Какие бы цифры ни приводили, очевидно, что социально–экономические проблемы углубляются, об этом свидетельствует и последний отчет Всемирного банка, который в 2020 году показал рост бедности на 7 процентных пунктов. Это серьезный показатель, поскольку, если у нас 26% бедности, и она увеличится еще на 7%, то получается, что каждый третий гражданин в нашей стране беден", – говорит Аветисян.
Экономист обращает внимание и на то, что на заседании правительства проигнорировали и факт дважды пересмотренного госбюджета 2020 года. Так, если изначально доходы бюджета составляли 1 трлн 697.6 млрд драмов, расходы - 1 трлн 880.2 млрд драмов, а дефицит - 182.6 млрд драмов, то в конце октября расходы сократились на 60 млрд, составив 1 трлн 637 млрд драмов, а дефицит увеличился на 300 млрд, дойдя до 459 млрд драмов. Для сравнения отметим, что согласно представленному сегодня отчету, доходы в 2020 году составили 1 трлн 560 млрд, расходы – 1 трлн 894 млрд драмов, дефицит - 334 млрд драмов.