Наири Охикян, Sputnik Армения
После войны 2020 года на политическом и общественном уровнях ходят слухи о передаче карабахского села Кармир Шука (Красный Базар) и проходящей через него трассы под контроль Азербайджана. Это самая удобная дорога, соединяющая Гадрут со Степанакертом и Шуши, а у азербайджанских войск, дислоцированных в Шуши, сегодня нет другого выхода во внешний мир.
В азербайджанских СМИ регулярно появляются заявления высшего руководства страны о том, что дорога, идущая через Красный Базар, скоро перейдет под контроль Азербайджана, что позволит установить сухопутное сообщение с Шуши без сопровождения российских миротворцев. Насколько это реально и какова позиция армянской стороны?
В ходе войны Азербайджан неоднократно пытался захватить село, чтобы овладеть трассой, через него проходящей, и таким образом удержать под своим контролем жизненно важные инфраструктуры Карабаха, но безуспешно.
Бывший советник президента Карабаха по вопросам безопасности, политолог Тигран Абрамян говорит, что в послевоенный период Азербайджан часто выступал с предложениями по использованию дороги через Красный Базар - это официально подтвердил также президент Карабаха Араик Арутюнян.
"Предлагалось несколько вариантов: использовать дорогу через Красный Базар совместно, либо передать ее под контроль Азербайджана, а также использовать ее как коридор, но власти Арцаха, по моей информации, ответили, что вопрос закрыт", - отмечает Тигран Абрамян.
Что конкретно ответили власти Карабаха на предложения Азербайджана? 7 марта на встрече с жителями села Араик Арутюнян рассказал о своих подходах: "Долгое время в переговорах они требовали сдать Красный Базар, но мы сказали, чтобы они забыли о нем. Более того, сейчас мы начинаем там новые строительные работы, мы должны восстановить село и построить там новые дома". Планируется строительство 150 домов.
Президент Карабаха ознакомился с ходом строительства домов в селе Красный Базар>>
Что изменилось после 7 марта, что было сделано в поселке? Сдержал ли президент Карабаха свое слово и ведутся ли там восстановительные работы, особенно с учетом того, что в течение апреля на территориях, прилегающих к селу, азербайджанские военные несколько раз стреляли в направлении армянского населения?
Министр территориального управления Карабаха Айк Ханумян сказал в беседе с нами, что движение на трассе через Красный Базар интенсивное, даже несмотря на то, что противник следит за этим, а линия соприкосновения проходит буквально через дома.
"Сложилась новая ситуация, но это не означает, что мы не должны жить и передвигаться, не означает, что наши дети не должны там жить. Мы проводим восстановительные работы - как в Красном Базаре, так и в той части села Тагавард, которая осталась под нашим контролем, строим новые районы для жителей Шехера, Зарданашена и других поселений, которые остались под контролем Азербайджана", - говорит Ханумян.
В течение 2021 года власти Азербайджана несколько раз намекали, что вопросы, связанные с пленными, могут быть решены "в случае конструктивных шагов" со стороны армянских властей. Эксперты считают это откровенным шантажом по принципу "территории в обмен на пленных".
"Насколько мне известно, сейчас Азербайджан пытается очень медленными темпами построить новую дорогу от Варанды до Шуши, но это практически невозможно с точки зрения географии и рельефа", - отмечает Тигран Абрамян.
На вопрос, с какими угрозами может столкнуться армянская сторона в случае передачи дороги Азербайджану, аналитик сказал, что это, прежде всего, большая проблема с точки зрения инфраструктур: мы сами не сможем свободно передвигаться в Карабахе, кроме того, после перехода под контроль Азербайджана ряда районов Карабаха Красный Базар имеет огромное стратегическое значение.
Село Красный Базар было основано в 1920-х годах, сначала это место служило рынком сельскохозяйственной продукции окрестных населенных пунктов. Отсюда пошло и его название. В 1930-х годах в селе был построен спиртовой завод, создав рабочие места для карабахцев. Это, в свою очередь, стало поводом для переселения рабочих семей из других мест в Красный Базар. Село росло, и в 1947 году получило статус городского поселения, была построена школа, клуб, библиотека, детский сад, кинотеатр, больница, завод по предварительной обработке винограда и шелковицы.
В советские годы в Красном Базаре проживало порядка 1100 человек, из которых 1093 были армянами, 3 - азербайджанцами, остальные - русскими. Сегодня количество жителей села превышает 1100 человек, и они в основном занимаются скотоводством и земледелием. Село находится прямо посередине между райцентром Мартуни и Степанакертом, на расстоянии в 33 км от каждого города.