Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
Еще несколько лет назад автомобили, особенно "иномарки" в Армении были вполне себе роскошью, о чем свидетельствуют хотя бы скромные данные в статистике ежегодного импорта. Но сейчас машины стали, как и положено, средством передвижения. Появилось множество способов приобрести машину – люди берут кредиты, договариваются с владельцем о покупке в долг, в рассрочку и т.д. К тому же на рынке по-прежнему много машин 90-х и "нулевых" годов выпуска. Их стоимость постоянно падает с каждым годом. А значит и людей, имеющих возможность обзавестись железным конем, становится больше.
Коронавирус спутал карты дилерам и автомобилистам
Мы проанализировали, как обстояли дела с куплей/продажей машин до пандемии и после. Ведь именно в результате пандемии коронавируса, приведшей к закрытию границ, рынок автомобилей просел прочно и основательно.
Пик импорта машин был в 2019 году – тогда в страну было завезено 208 тысяч авто. В следующем, "коронавирусном" году цифра сократилась в разы, составив каких-то 14 тысяч. Не лучше обстояла ситуация с объемом продаж. По данным Дорожной полиции, переданным Sputnik Армения, в 2019 году в Армении на учет было поставлено свыше 280 тысяч машин, в следующем году этот показатель упал до 113 тысяч.
Пандемия и последующее закрытие границ, а также запрет "армянских" автомобилей в России привели к тому, что импортеры были вынуждены рассчитывать исключительно на внутренний рынок. Но рынок этот слишком маленький и неплатежеспособный. И как следствие, имеем ситуацию, при которой на каждом шагу в Ереване, у каждой бензоколонки или газозаправочной станции можно встретить минимум одну-две машины с надписью "Продается". А на авторынке царит столпотворение.
Кто спасет армянский авторынок?
Мы побывали на столичном рынке автомобилей воскресным днем. На территории в несколько гектаров, по обе стороны трассы из Еревана в административный район Нубарашен стоят десятки тысяч машин. Многие стоят там уже два года, доказательством чему могут служить потускневшие фары или облезшее лакокрасочное покрытие.
Опрошенные Sputnik Армения продавцы в один голос утверждают – ситуацию может спасти только "возвращение" россиян и казахстанцев. Именно они были основными клиентами в "тучные" 2018 и 2019 годы.
"Если два года назад мы в месяц могли продать до 2-3 машин, то сейчас ситуация просто катастрофическая. Мало того, что дороги закрылись из-за пандемии, так еще и война в Карабахе вспыхнула. Рынок переживает не лучшие времена", - говорит продавец Арутюн Мелконян.
Наш собеседник, правда, успел продать основную часть завезенных в те годы автомобилей. У него сейчас остался один единственный минивэн Toyota Ipsum. Стоит он в длинном ряду таких же минивэнов, весь лоснится. Это и понятно, клиента должен манить в первую очередь товарный вид. Вот и стоят дельцы с тряпками, губками и лаком для полировки в руках, то и дело протирая кузов в целях "профилактики".
Проблема в том, что многие из этих людей в свое время взяли большие кредиты, заложив дома, иную недвижимость или же потратив на закупку автомобилей все свои сбережения в надежде потом заработать на их продаже. Теперь товар этот стал неликвидным, а по кредитам платить нужно. Граждане согласны продать машину даже в убыток, лишь бы избавиться от них. Впрочем, говорить на камеру соглашаются немногие. При виде объектива настораживаются, советуя обратиться к другим "коллегам по цеху".
У очередного нашего собеседника Альберта Овеяна несколько минивэнов на рынке. Мужчина рассказывает, что за весь прошлый год продал всего три машины. В этом пока ничего не успел продать. Фотографировать себя автоделец при этом категорически не согласился.
По словам Овеяна, семиместные машины до поры до времени пользовались большим спросом. Их массово покупали казахстанцы и россияне. В самой Армении они не особо актуальны. Именно поэтому львиную долю машин, выставленных на продажу, составляют минивэны*: Honda Elysion, Nissan Elgrand, Toyota Alphard, Toyota Ipsum. Продавцы отмечают, что самые ходовые машины сейчас – это малолитражки стоимостью от 5 до 7 тысяч долларов, а также среднеразмерные седаны Toyota Camry, Toyota Corolla, Hyundai Elantra, Hyundai Sonata, Kia Optima и ряд других схожих моделей.
Гигантское автокладбище
Перенасыщение армянского рынка через некоторое время может превратить страну в гигантское автокладбище. Всему виной упомянутый автомобильный бум, который охватил страну в 2018-2019 гг. Именно на эти два года пришелся основной поток машин из США и Европы.
До 2020 года страна пользовалась временным сохранением национальных таможенных пошлин на ввозимые машины. Эти пошлины были существенно ниже аналогичных показателей по Евразийскому экономическому союзу. Вследствие этого граждане Казахстана и России массово закупали легковые автомобили в Армении. Полагалось, что товар, растаможенный в одной из стран Союза, может беспрепятственно обращаться во всех остальных странах. Поэтому дилеры из Казахстана завезли значительное число машин из Армении, а также Кыргызстана.
Однако впоследствии все это вышло боком россиянам и казахстанцам, и как впоследствии выяснится - самим армянским импортерам. Впрочем, доля их вины также в этой истории есть, причем немалая.
Как авто с армянскими номерами стали "невъездными"
Многие владельцы машин с армянскими номерами, завезенных в Россию и Казахстан, с определенного момента оказались в поле зрения правоохранительных органов. Участились разного рода правонарушения на дорогах с их участием. У них был своего рода "иммунитет" - радары фиксировали нарушение, но отправлять "письма счастья" - постановления об акте, было некому. Общую базу российское и армянское ведомство так и не создали, хотя об этом много говорилось.
Именно поэтому руководство ГИБДД МВД России в прошлом году приняло решение, согласно которому граждане РФ могут эксплуатировать автомобили с армянскими номерами, ввезенные в период с октября 2014 года по 1 января 2020 года, только при наличии соответствующих таможенных документов. И как результат, с июля 2020 года завезенные ранее автомобили с армянскими номерами в России фактически стали незаконными.
Как выяснилось, временно вывозить эти машины из Армении имели право только лица, постоянно проживающие в Армении. В других государствах ЕАЭС данная категория машин до 2023 года считается иностранным товаром (не имеет статус товара Таможенного Союза), а их эксплуатация лицами, постоянно не проживающими в Армении возможна только после оплаты разницы таможенных пошлин – между внутренними пошлинами, что применялись в Армении, и единым таможенным тарифом (ЕТТ).
В результате тысячи человек оказались в крайне сложной ситуации, если не сказать безвыходной. Они вынуждены либо вернуть машины обратно, продав их, либо сделать растаможку по евразийским тарифам. Есть также вариант - дождаться 2023 года, когда автомобили получат статус товара Таможенного союза.
Покупая машины в Армении, иностранные покупатели надеялись на то, что покупка им обойдется дешевле, и они либо сэкономят, либо перепродадут и заработают немного денег. Вышло все наоборот: потрачены деньги, время и нервы + еще нужно сделать растаможку по евразийским тарифам. А это в несколько раз выше льготных тарифов, по которыми они были растаможены в Армении. К примеру, "армянская" машина стоимостью условно в 5 тысяч долларов может с растаможкой в России обойтись в 8-9 тысяч долларов. То есть, стоимость авто для владельца возрастает почти двое.
В этом случае автомобиль становится лишним грузом для них. Использовать нельзя, а держать до 2023 года - это новые расходы на стоянку. Не говоря уже о том, что простаивающая долгое время машина выходит из строя и теряет в цене. Все это не могло не вызвать гнев людей.
У казахстанцев слишком велик соблазн
Несмотря на закрытые границы, на рынке и сейчас можно встретить казахстанцев, хоть и редко. Раньше они приезжали на машине – дорога обходилась максимум в 300 долларов. Сейчас летят на самолете, причем – транзитом через Москву, так как прямые рейсы между Арменией и Казахстаном еще не восстановлены. К дорожным расходам прибавляются затраты на перевозку автомобиля на трайлере. Стоимость перевозки одной машины составляет несколько сот долларов. Тем не менее покупать автомобили в Армении выгоднее.
Данияр Шарипов приехал из Астаны – хочет найти свежую "Тойоту Камри". Говорит, что его соотечественники пользуются разрешением на временный ввоз машин.
"Государство разрешило поставить их на временный учет. Машины, завезенные в Казахстан до 1 марта 2020 года, оформляются как "временный ввоз", на них ставятся соответствующие номера, мы платим налоги на них", - рассказывает Шарипов.
Что будет через год, он не знает. Но слишком уж велик соблазн купить в Армении относительно свежие "Тойоты" и "Хонды", с небольшим пробегом.
"Я лично знаю многих людей, которые хотят приехать сюда купить свежие автомобили. Они ждут открытия границ. Здесь и цены приемлемые. В самом Казахстане машины очень дорогие, в полтора-два раза дороже, чем здесь. В Армении и климат благоприятный, машина не ржавеет, как у нас", - говорит нам Шарипов.
Безусловно, машинам с армянскими номерами власти Казахстана не особо рады.
"В случае, когда автомобили, зарегистрированные за пределами Казахстана, завозятся гражданами республики для личного пользования, имеет место нарушение закона. Для легитимного пользования таким автомобилем, необходимо провести таможенную очистку, получить сертификат ОТТС, оплатить утилизационный сбор, НДС, сбор за первичную регистрацию, и получить казахстанские номера", - рассказал Sputnik Армения заместитель председателя правления отраслевого союза "КазАвтоПром" Артур Мискарян.
Но все-таки компромиссное решение было найдено. Мискарян отмечает, что владельцы автомобилей, завезенных из стран ЕАЭС и не поставленных на учет в Казахстане, получили возможность зарегистрировать автомобили на льготных условиях в установленные сроки. Изначально срок был до 1 марта 2021 года, затем его продлили до 1 марта 2022 года. Тем не менее, по словам нашего собеседника, некоторые граждане сознательно идут на нарушение закона, причем зачастую используя такую технику для коммерческого извоза или перепродажи. В некотором роде это способствует возникновению черного рынка.
Закон позволяет использовать еще один механизм эксплуатации автомобилей с армянскими номерами. Казахстанцы покупают в Армении машину, оформляют на имя местного жителя, последний затем выдает им генеральную доверенность, и на основании этого документа машину можно использовать в Казахстане. Правда, до каких пор этот механизм будет работать, никто не знает.
А тем временем в России…
Сложнее всего обстоят дела в России. Как уже отмечалось выше, здесь "армянские машины" эксплуатировать запрещено гражданам РФ. Российский юрист-консультант Гор Казарян отмечает, что власти Армении в свое время не имели права допустить вывоз машин из республики в другие страны ЕАЭС.
"Уже десять месяцев граждане России не могут выпутаться из ловушки, в которую попали, купив машину в Армении. Растаможенные на льготных условиях автомобили были предусмотрены исключительно для эксплуатации внутри Армении. Руководство республики нарушило пункт 40-й Договора о присоединении к ЕАЭС ", - отметил он в интервью Sputnik Армения.
Получилось так, что какого-либо таможенного контроля за этими транспортными средствами внутри Армении установлено не было, говорит юрист. О том, что Армения не соблюдает пункт 40 Договора, естественно, иностранные граждане, покупая эти машины, знать не могли.
Стоит отметить, что еще в феврале этого года группа депутатов Госдумы РФ предлагала легализовать автомобили с армянскими номерами. Однако инициатива потом не получила развития.
Возможно, к этой идее российские политики вернутся вновь, тем более, что перед глазами есть положительный опыт Казахстана. А пока армянским дельцам придется коротать время на бесконечных воскресных "ярмарках" автомобилей.
*До сих пор так и неясно, почему военное руководство Армении в ходе войны в Карабахе не использовало минивэны для перевозки личного состава. Военнослужащих везли в Карабах в основном автобусами, а ближе к передовой – на камуфлированных УАЗ-ах, грузовиках ЗиЛ, "Урал", "КАМАЗ", которые становились легкой добычей вражеских беспилотников. А минивэн в силу мобильности, скорости был бы куда лучшим и эффективным транспортным средством. Этого, к сожалению, не было сделано. И тысячи машин продолжают стоять и ржаветь в ожидании сбыта.