Бежавшая от войны семья Григорян совсем недавно вернулась из Армении в Карабах, но надежда на получение собственного жилья для них сейчас более чем призрачная.
Двойная эвакуация
Сусанна Григорян вместе с семьей (мужем, сыном, невесткой и 3-летней внучкой Элен) до войны жили в крупном селе Азох Гадрутского района.
27 сентября началась война и уже 5 октября село покинули женщины и дети. Через неделю Азох были вынуждены покинуть все остальные жители. Уже 17 октября оно перешло под азербайджанский контроль. Примечательно, что большинство жителей уезжали из села с уверенностью, что вернутся через пару дней (как в апреле 2016) и практически ничего не взяли, даже одежду.
"Никаких документов, ничего. Оставили золотые украшения, дипломы, свидетельство о рождении ребенка, сертификат на дом. Еще 80 кур, несколько свиней. К тому же незадолго до войны взяли кредит на ремонт дома", - говорит Сусанна, не пожелавшая сниматься.
Сыну Сусанны (фельдшеру в армии) в последний раз удалось побывать в Азохе, когда там был развернут госпиталь. Часть своих свиней он зарезал и передал мясо военным. Успел принести им немного одежды и несколько матрасов. Большего ничего.
Затем семья переехала в село Аветараноц, где жила ее дочь с мужем и 1,5-годовалым ребенком. Но с приближением азербайджанских войск они вынуждены были бежать и оттуда – на этот раз в Армению.
Село вместе с другими резервистами остался защищать ее зять. 26 октября он получил смертельное ранение, попав под обстрел "Смерч"-а.
Жизнь в неизвестности
Семь месяцев Сусанна и ее родные прожили в селе Давташен в Арагацотнской области. Но в середине апреля они вернулись в Карабах. Поселились они в Мартунинском районе, но уже в городе, где государство арендовало для них жилье.
Невестка Сусанны – Астхик Ованнисян говорит, что согласно неофициальной информации для жителей Азоха должны построить новый район в селе Норагюх Аскеранского района. Но ничего конкретного им пока не обещали.
До декабря этого года власти готовы оплачивать аренду. Кроме того, на человека в месяц выделяют помощь в 68 тысяч драмов (более $130). Но это лишь до конца июня. Ходят разговоры о том, что помощь продлят еще на 4 месяца – но и это пока неофициально.
Муж Сусанны – Беник Григорян, несмотря на регистрацию, помощь от государства в качестве перемещенного лица почему-то не получает. Достучаться до госструктур им не удалось.
Единственный кормилец в семье с двумя несовершеннолетними детьми (после смерти мужа дочь Сусанны с ребенком перебралась к ним) - сын. Он продолжает служить в армии.
Сама Сусанна, которая до войны 10 лет проработала поваром в части, работает в приусадебном хозяйстве – выращивает помидоры, фасоль и картошку.
Семья постепенно обустраивается, но все еще нуждается в самых простых вещах, например, нормальном холодильнике (нынешний плохо работает) и паре кроватей.
Отметим, что всего в Мартуни сейчас проживает более 540 насильственно перемещенных лиц – из Шуши, Гадрута, захваченной части Мартуни и других районов. А ведь еще многие пока ютятся в Армении.