По итогам I квартала 2021 года в Армении выросло производство ряда товаров, которые ранее импортировались из Турции. Но чтобы эмбарго реально помогло экономике Армении, надо гарантированно продержать его минимум 3-4 года. О тонкостях "турецкого эмбарго" со Sputnik Армения поговорил основатель экспертного сообщества Export Armenia Эмиль Степанян. Беседовал Арам Гарегинян.
— Насколько эффективно действует эмбарго на турецкие товары?
— Этот запрет вступил в силу с 1 января 2021 года, сроком на 6 месяцев. Столь малый срок объясняется правилами ЕАЭС, по которым одна страна, без согласования с остальными, не может запрещать импорт из третьих стран более чем на 6 месяцев. Если быть точными, то об этом говорится в пункте 54 приложения 7 к Договору "О Евразийском экономическом союзе".
Но далеко не всякий бизнес захочет инвестировать в местное производство, не имея гарантий на более долгий срок. Поэтому, если власти хотят продержать эмбарго 3-4 года, они обязательно должны каким-то образом донести этот мессидж до бизнес-сообщества. Тогда бизнес смелее вложится в импортозамещающие производства, и можно надеяться, что за три года Армения сбросит с себя зависимость от турецкого импорта готовой продукци.
Однако мало кто из инвесторов поспешит вкладывать в местное производство, когда власти постоянно озвучивают шестимесячный срок. С другой стороны, импортеры турецких товаров не спешат переориентироваться на третьи страны, тем более что в конце 2020 года многие из них закупились впрок, чтобы продержаться как можно дольше.
Чтобы окончательно закрыть доступ турецким товарам на армянский рынок власти заявили, что хотят запретить не только импорт, но и продажу турецких товаров. Но и здесь пока нет определенности: заявление было сделано месяц назад, но последуют ли практические шаги, не ясно...
— Если говорить о замещении импортом из других стран, то аналогичные товары планировалось завозить из стран ЕАЭС, из Ирана, Китая, Сирии, Вьетнама. Правда, по итогам I квартала 2021 года, эти страны пока не спешат занять место Турции. Вырос импорт лишь из Ирана. И то надо проверять. Может какая-то часть "иранского" импорта — это те же турецкие товары…
— Вы правы, много говорят о том, что турецкие товары все же просачиваются в Армению.
Турецких товаров на армянском рынке действительно стало меньше, однако спрос на них пока довольно высокий, поэтому бизнес находит лазейки для импорта. Запретом трудно полностью прекратить поток. К тому же — и это немаловажная деталь — запрещены не турецкие бренды, а продукция, произведенная на территории Турции. А так как турецкие бренды производятся во многих странах, то некоторые импортеры просто начали импортировать те же бренды из других стран.
Так или иначе, запрет создает большие риски для импортеров: сложнее становится доставлять товары, больше появляется посредников. От всех этих проблем и затрат, товары становятся гораздо менее привлекательными. Поэтому со временем они могут отмереть "своей смертью" или, по крайней мере, практически потеряют свое влияние на армянском рынке.
— Чтобы не терять чувства реальности, нужно понимать, что этим запретом мы рискуют навредить больше себе, а не Турции
Все верно. Достаточно взглянуть на цифры: экспорт из Турции составляет примерно $170 миллиардов в год, из них в Армению - около $250 млн, или всего 0,15%. Напротив, чтобы, как Вы сказали, не терять чувства реальности, нужно отметить, что пока в сложном положении переходного периода находится именно Армения. В общем импорте Армении импорт из Турции составляет примерно 5%. Это и в общем немало, но по отдельным группам товаров зависимость от турецких товаров намного выше чем 5%. Например, до эмбарго примерно 50% всей одежды и обуви в Армении было из Турции!
Причин тому много: надо признать, что у турецких товаров отличное соотношение цены и качества, а далеко не каждый армянский потребитель может себе позволить европейское качество за большую цену. Турецкие товары удобны также и для армянских импортеров – короткое расстояние, быстрая доставка, можно завозить небольшими партиями, а платить — и в рассрочку.
"Поэтому первые один-два года могут оказаться очень сложными. Но в конце концов, надеюсь, Армении выйдет от этой импортной зависимости и усилит позиции отечественных производителей. Я говорю "надеюсь", а не "уверен", потому что этот путь будет трудным: многое будет зависеть не только от бизнеса, но и от политики государства. Если государство и бизнес не смогут эффективно использовать 3-4 года запрета, если не смогут создать много сильных армянских брендов, то в случае снятия запрета турецкий импорт просто сметет не успевшие окрепнуть армянские производства", - отметил наш собеседник.
Здесь, кстати, не исключена целенаправленная диверсия со стороны Турции, которая будет предлагать армянским импортерам будут продукцию по специально сниженным, демпинговым ценам - именно с целью обанкротить неокрепшую местную промышленность Армении.
То есть не исключен сценарий, при котором, в случае бездарного использования срока запрета, турецкое эмбарго может нам в итоге только навредить!
Именно из-за высоких рисков разговоры о запрете импорта турецкого сырья, материалов и оборудования преждевременны. Бизнес может сам отказаться от турецкого сырья. Но запрещать на государственном уровне пока очень преждевременно. Нам бы пока переварить запрет готовой продукции, а дальше можно будет задуматься и о полном запрете. Пока же предлагать такое - преждевременно и довольно рискованно…