Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Обычная на первый взгляд армянская деревушка Кош, на самом деле вовсе не так проста. Чтобы в этом убедиться, совсем не обязательно долго копаться в древних источниках: достаточно просто посетить село и присмотреться к архитектурным памятникам, которых там великое множество. Само поселение Кош известно еще с раннего христианского периода (в рукописях оно упоминается под названием Кваш).
Здесь можно увидеть руины циклопической крепости, которой несколько тысяч лет; Кошскую крепость XIII века, рядом с которым возвышается "крылатый хачкар" той же эпохи; монастырский комплекс Кошаванк с главной церковью Сурб Степанос и часовней, датируемыми VII веком; кладбище с хачкарами XIII века; остатки средневекового водохранилища; маслодавильня XVIII; церкви Св. Геворка 1891 года и Григория Просветителя XIII века.
Особое место среди местных памятников занимает хачкар, что установлен к югу от Коша, у самой трассы Ереван-Гюмри. Кстати, эта же дорога в свое время связывала Двин с городом Ани.
Огромный хачкар высотой почти семь метров возведен в 1196 году настоятелем церкви Сурб Степаноса отцом Петросом Аканатесом и посвящен освобождению Арагацотнского гавара и прилегающих областей от турок-сельджуков.
Магическая сила церкви в Диарбекире, или Что ищут турки под фундаментом Святого Киракоса>>
Предшествовала же этому вот какая история… Настоятелю Петросу однажды было видение: два ангела спустились с небес на землю, чтобы свершить правосудие и освободить христиан от чужеземного ига. Спустя 20 лет после этого пророчество духовного отца сбывается.
Храбрые князья Иванэ и Закарэ Закаряны во главе армяно-грузинского войска освобождают области Армении, в том числе Арагацотн, от полуторавекового владычества сельджуков.
Петрос в память о пророчестве устанавливает памятник-хачкар, а его современники нарекают его "аканатес" (в переводе с армянского - "провидец"). Эта история изложена на постаменте памятника.
Интересно, что князья Иванэ и Закарэ с особой теплотой относились к Петросу. В надписи на восточной стене церкви Сурб Степанос его называют "истинным служителем веры и благодатным учителем". Эта надпись свидетельствует также о дарах князей церкви.
Монастырский комплекс, построенный вокруг храма VII, переживает настоящий расцвет в период настоятельства Петроса. Здесь начинает действовать центр письменности. По мнению историков, именно в это время стены церкви Сурб Степаноса покрываются фресками…
Армянская церковь XVI века находится на грани полного уничтожения в Диарбекире>>
Всю свою жизнь Петрос Аканатес прожил в Кошаванке, оправдав свое прозвище, по всей видимости, и другими предсказаниями. После себя же он оставил процветающий монастырский комплекс, который вплоть до половины ХIV века оставался авторитетным духовным и культурным центром.