Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Крики аистов, взлетающие стервятники, запах гари, стая дворняжек и копошащиеся в многолетнем мусоре люди - это первое, что бросается в глаза, когда оказываешься на территории свалки в Масисе. Ветрено. В ногах путаются полиэтиленовые пакеты, а в воздухе кружат клочки бумаги.
В течение дня сюда заезжает 50 мусоровозов из разных населенных пунктов, в том числе и южных районов Еревана.
На протяжении 10 дней, с 22 мая, здесь горел мусор. Жители города и близлежащих сел называют произошедшее катастрофой. В местной префектуре сразу поняли, что решить ситуацию собственными силами не получится. К делу подключились сотрудники министерства по чрезвычайным ситуациям страны. Работали пожарные бригады из Арарата (112 спасателей), Арташата, Масиса, Веди и Еревана. Было выполнено в общей сложности 103 выхода, использовано 6258 тонн воды.
В МЧС считают свое дело сделанным, но на территории площадью почти 15 гектаров все еще остаются очаги задымления. Это не может не беспокоить жителей близлежащих домов, в мэрии Масиса разделяют их тревогу. Городские власти уверены, что свалка – прямая угроза здоровью граждан и окружающей среде.
Пытаются отсудить
Свалка в 1999 году была передана на 99 лет ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство Масиса". Ее собственник - брат бывшего мэра Александра Акопяна - Михаил Акопян. На тот момент территория свалки составляла 5 гектаров, с установленной за аренду ежегодной платой в 60 тысяч драмов. Со временем она разрослась, и в 2013 году составила порядка 13,5 гектара, увеличилась и плата - более 200 тысяч драмов (400 долларов).
Вице-мэр города Масис Норайр Акопян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал, что жители Масиса и близлежащих районов с проблемой мусора сталкиваются последние 15 лет: кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. "Все зависит от того, в каком направлении дует ветер", - говорит он полушутя.
Последней каплей стал пожар, горело 10% территории. Если бы соответствующие органы своевременно отреагировали, то, возможно, сгорела бы меньшая площадь, чем сейчас. По словам Акопяна, угроза была недооценена. В итоге тушили пожар больше недели.
Вице-мэр предлагает упразднить свалку, а на ее месте построить завод по переработке мусора.
"На данный момент у мэрии нет рычагов воздействия на ситуацию, так как свалка принадлежит юридическому лицу. Мы намерены обратиться в суд, чтобы добиться расторжения соглашения", - сказал Акопян.
Он утверждает, что об угрозе, исходящей от свалки, местные власти неоднократно говорили профильным ведомствам. Однако вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Было также предложено закрыть свалку, засыпать ее землей, а мусор из города и прилегающих общин вывозить в Ереван – на Нубарашенскую свалку. Однако предложение было отклонено. По его оценке только закрытие свалки обойдется в 500 миллионов драмов (порядка 1 миллиона долларов). Такими средствами сама община не располагает.
Во всей этой ситуации он видит пробел государства: нет четких требований по эксплуатации и лицензированию мусорных свалок. Однако городские власти не намерены сдаваться и готовы добиться как закрытия свалки, так и открытия перерабатывающего завода.
Пока мы беседовали с Акопяном, проехали несколько машин ЗИЛ, с новым мусором, привезенным с разных мест, в том числе и из южных районов Еревана.
Умышленный поджог?
Собственник свалки согласился поговорить с нами, хотя не пожелал представляться. Он объясняет пожар человеческим фактором: "кто-то специально поджег, чтобы создать такой ажиотаж". По словам мужчины, свалка безопасна для окружающей среды, так как эксплуатируется с соблюдением всех норм. Он также подчеркнул, что сотрудники МЧС на самом деле совершили титаническую работу по тушению пожара, а оставшиеся мелкие очаги будут погашены в течение двух дней.
"Если бы мы делали что-то не так, то соответствующие органы уже отреагировали бы", - добавил он.
Мужчина, показав на работающий трактор, пояснил, что техника не только выравнивает поверхность для приема новых отходов, но и тушит очаги задымления.
В самом ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство Масиса" рассказали, что свалка была основана в 60-х годах XX века. С тех пор здесь собирается мусор из Масиса, Еревана и 27 прилегающих к территории общин. В ОАО не против закрытия свалки, однако все должно быть сделано разумно. Он считает нелепыми рассуждения о том, что мусор нужно везти на столичную свалку.
"Если Нубарашен уже не вмещает мусор Еревана, и из южных районов его завозят сюда, то как мы можем выносить свои отходы в таком количестве в столицу", - задается вопросом директор компании.
По его словам, если уж предлагать что-то, то по делу. В месяц мусоровозы совершают около 1500 рейсов, что подразумевает перевозку нескольких тонн мусора. Кроме того, свалка стала средством для существования самых уязвимых социальных групп общества. С утра и до позднего вечера они работают как муравьи – сортируют мусор по предпочтениям, кто–то собирает бумаги, кто-то бутылки, а некоторые металл.
Задымление и газы
Начальник отдела гигиены и окружающей среды Национального центра по контролю и профилактике заболеваний Минздрава Армении Рубен Григорян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что возгорание на свалках – опасный процесс.
"Выделяемый дым может вызвать аллергические, астматические реакции, беспокойство и раздражительность. В результате горения на свалке выделяются опасные вещества, которые могут негативно отразиться на здоровье населения", - сказал Григорян.
В последнее время были отрегулированы положения по эксплуатации мусорных свалок: сбор, сортировка мусора. Григорян уверен, что соблюдение всех этих правил позволит предотвратить ситуации, подобные пожару на свалке у Масиса.