Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
США готовятся схлестнуться с Китаем, и сейчас американской дипломатии следует определиться, что выгоднее. То ли вконец разругаться и с Россией, чтобы еще больше привязать к себе европейцев, то ли улучшить отношения с Москвой, чтобы та не выступила на стороне Пекина.
Пора ли пересаживать новичков в следующий класс?
Изначально было понятно, что швейцарская встреча российского президента Путина с американским коллегой Байденом должна стать кульминацией первого европейского турне лидера США. И уж точно мировое сообщество с повышенным интересом ожидает этой встречи на берегу женевского озера. Она, даже на фоне нескольких саммитов, из которых, собственно, и состояла поездка Байдена в Европу, является почти сенсационным событием на международной политической арене, особенно с учетом того, насколько напряженные отношения между двумя сверхдержавами сложились в последние несколько лет.
Другое дело, что на саммитах G7, НАТО и ЕС-США тоже произошло (и происходит) немало интересного, на что особое внимание обращают аудитории стран, не участвующих в этих процессах.
С повышенным вниманием отслеживают то, что происходит в Брюсселе (там два саммита – НАТО и ЕС-США), Грузия и Украина. И в Тбилиси, и в Киеве считают, что выполнили все "домашние задания" от Североатлантического альянса, и пора бы уже сдать экзамены и перейти в следующий класс – стать членом военного блока.
Кроме того, на Украине (а еще в прибалтийских странах и в Польше) с трепетом в сердце ожидают, что руководителем заокеанской сверхдержавы все-таки будет поднят вопрос, связанный с "Северным потоком – 2". И хотя американская сторона уже не единожды говорила, что продолжать бороться санкциями против практически отстроенного по дну Балтики газопровода отныне считает неэффективным, все-таки надежда, как говорится, умирает последней.
В Армении же буквально под микроскопом будут рассматривать и комментировать встречу американского президента с его турецким коллегой Эрдоганом. Еще бы, ведь в списке тем, которые вот уже сколько времени фигурируют в масс-медийном пространстве, не последнее место занимают Карабах и признание Соединенными Штатами Америки Геноцида армян в Османской империи в 1915 году.
Эрдоган "прорубил натовское окно" на Кавказ: чем Запад отплатит Турции>>
Другое дело, что в Ереване должны понимать, что регион Южного Кавказа (и в том числе карабахский вопрос) интересен Соединенным Штатам постольку-поскольку. Ну нет у заокеанской сверхдержавы тут прямых интересов – лишь косвенные. И связаны эти интересы с единственным желанием максимально навредить главному идеологическому сопернику – России.
США готовы сдать некоторые из своих карт Турции
В этом плане каких-либо судьбоносных решений от встречи Байден-Эрдоган ожидать не следует в том плане, что в этом регионе Вашингтон способен (и, видимо, намерен) сдать все карты своему натовскому союзнику – Анкаре, у которой тут интересов и далеко идущих планов – воз и маленькая тележка. Начиная с укрепления своих позиций в регионе Южного Кавказа, буквально на пороге российской двери.
Ну, и заканчивая геополитическим прорывом века – через Нахичевань и "армянский коридор", через Азербайджан и Каспий на восток, к тюркоязычным странам вплоть до Китайской стены. И при этом раскладе Эрдоган действительно готов помериться силами с самой Россией. Ну, есть у турецкого лидера такая "фишка" - восстановить империю.
А еще за результатами геополитического вояжа Байдена в Европу внимательно следят в Китае. Ведь по большому счету основной целью поездки американского президента в гости к европейским сателлитам-союзникам является именно желание прощупать, насколько можно рассчитывать на Евросоюз в случае, если на глобальной политической арене вдруг действительно и в открытую схлестнутся интересы Пекина и Вашингтона.
В принципе, уже на первом саммите в Лондоне (G7), куда в качестве "усиления" были приглашены Индия, Южная Корея и Австралия, относительно Китая было принято весьма жесткое постановление по правам человека и демократии (ну куда же без них), по вопросам синьцзян-уйгурского автономного округа, Гонконга и Тайваня.
Что касается Пекина, то он уже выразил свое недовольство заявлением лидеров G7, причем в далеко не дипломатической форме. "Прекратите клеветать на Китай, прекратите вмешиваться во внутренние дела Китая и наносить ущерб интересам Китая" - в таких повышенных тонах выразило свое недовольство китайское посольство в Британии, где и была принята подобная резолюция "семерки".
Месседж Зарифа в Ереване: Иран пытается вновь стать крупным региональным игроком>>
Правда, на днях советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан сказал, что в Брюсселе, на Североатлантическом саммите "Китай будет фигурировать в коммюнике НАТО более решительным образом, чем мы когда-либо видели раньше". А это значит, что главная мишень поездки лидера заокеанской сверхдержавы – все-таки не Россия, а Китай.
Эскапады украинского президента не помогли
С другой стороны, можно быть уверенным, что натовский саммит без российской тематики не обойдется. Ведь сейчас многие, особенно в Восточной Европе, ждут жесткости именно от США. Равно как и поддержки от крупных европейских стран. Причем интересно, что в Евросоюзе до сих пор откровенно недовольны тем, что договаривался Байден с Путиным о встрече, не советуясь с ними, с европейцами.
Особенного внимания в этом плане заслуживает чуть ли не истерика официального Киева, который устами своего президента Зеленского несколько раз чуть ли не потребовал, чтобы до встречи с Путиным Байден встретился с ним. Эскапады украинского президента не помогли, в Вашингтон его не пригласили. Да и в Лондон и Брюссель (на саммиты) тоже.
Зато по поводу встречи на берегу Женевского озера Байдену пришлось советоваться и выслушивать наставления практически всех европейских и натовских союзников. Начиная от Польши и заканчивая, скажем, Голландией и Бельгией.
Как сообщили в Белом доме, например, на встрече с польским коллегой Байден "…вновь заявил о своей поддержке программы НАТО по укреплению обороны и сдерживанию, о своей решительной приверженности защите союзников на восточном фланге НАТО, включая Польшу. Он обсудил свои планы на предстоящий саммит с президентом Путиным". То есть следует понимать, что сейчас, в преддверие серьезных геополитических сдвигов, Восточная Европа для Вашингтона важна как никогда.
Высказываться по поводу Российской Федерации так же жестко, как это было сделано (и еще будет сделано на саммитах НАТО и ЕС-США) американскому президенту не с руки. И заявление, скажем, британского премьера Джонсона о том, что Байден донесет до Путина какие-то свои очень жесткие подходы, скорее всего рассчитано именно на ту самую восточноевропейскую аудиторию.
На самом же деле все понимают, что каких-то серьезных прорывов от встречи Путин-Байден ожидать было бы как минимум наивно. Слишком много разногласий, чтобы суметь решить все махом за один заход. Скорее всего, солидный узел противоречий при желании придется распутывать очень долго и нудно. И восстановление нормальных отношений (опять-таки при желании) – это дело долгих месяцев, а то и лет.