Кандидат в премьер-министры Армении от блока "Честь имею", бывший глава СНБ Артур Ванецян в интервью Sputnik Армения поделился своим видением текущей ситуации в Армении и Карабахе, оценил деятельность нынешних властей, ответил на злободневные вопросы внутриполитической повестки и многие другие.
— Представители вашего политического блока постоянно заявляют, что Армения в последние три года безостановочно катится в пропасть. Как вы считаете, почему это происходит? Каковы основные причины?
— Причины очевидны, и они еще в сентябре 2019 года были конкретно отражены в моем заявлении об отставке. Не буду повторять его, лишь отмечу коротко: некомпетентность, политическая и бытовая коррупция, отсутствие демократии, свободы слова, колоссальное нарушение принципа разделения властей, алчность и эгоистичность занимающих государственные должности лиц и отсутствие какой-либо этики. Ложь, возведенная в ранг культа, и полная безответственность: политическая, моральная и правовая. И, как следствие, паралич, а вернее — отсутствие государства как такового, нелегитимность и бессубъектность действующей власти.
— Многие уголовные дела в отношении представителей РПА были возбуждены, когда вы возглавляли СНБ. Сообщалось, что по одному из них проходил бывший мэр Еревана Тарон Маркарян. Как получилось, что в избирательном списке блока "Честь имею!" Тарон Маркарян следует прямо за Вами?
— Место каждого из кандидатов в списке — результат взвешенного политического решения. Что касается моих принципов в должности директора СНБ, то должен напомнить: я — кадровый офицер СНБ и никогда не был членом политической команды Никола. Я всегда не покладая рук боролся против того, что мы называем порочными явлениями.
В процессе службы для меня никогда не представляла интереса чья-либо политическая принадлежность, но всегда на первом месте была законопослушность граждан, о чем я также неоднократно говорил в бытность директором СНБ. Под моим руководством СНБ боролась против людей, явлений и действий, нарушающих УК РА.
Что касается конкретно Тарона Маркаряна, то это результат манипуляций провластных СМИ. В тогдашнем заявлении СНБ не было ни слова о виновности Маркаряна, речь шла о фонде "Ереван". По факту было заведено уголовное дело и руководитель фонда "Ереван" понёс ответственность. Он возместил нанесенный столичному бюджету урон, выплатив 1.8 млрд. драмов. В соответсвии с действующим законодательством, уголовное производство было прекращено. Кстати, речь в уголовном деле шла не о присвоении средств, а о нарушении должных процедур. Тарон Маркарян в данном деле никогда не фигурировал ни в качестве обвиняемого, ни подозреваемого. Скажу больше, если с той же строгостью подвергнуть проверке деятельность ереванской мэрии сегодня, то, уверен, всплывут гораздо более серьезные нарушения.
— Но ведь до определенного времени вы были крайне влиятельным лицом в вертикали власти и по идее могли что-то изменить, но, тем не менее, решили уйти?
— Да, был и менял. И не "что- то", а очень многое. О некотором может и поделюсь, но не сейчас. На посту директора СНБ, делал все возможное для становления правового государства — укрепления безопасности, правопорядка и реализации чаяний наших граждан о лучшей и более справедливой жизни.
Помните, весной 2018 года наш народ хотел перемен? Большинство населения хотело стремительных перемен, и эта волна привела Никола Пашиняна к власти. Кстати говоря, у меня был самый высокий рейтинг вне его политической команды, и его это сильно раздражало. В СНБ я просто делал свою работу и был доволен тем, что мне выпала честь служить государству.
Самый бедный, богатый и странный: все об имуществе кандидатов на пост премьера Армении>>
За полтора года моего руководства СНБ были зафиксированы отличные результаты, о которых сказано многое. Были и сложные моменты, но говорить о них пока не могу. Хотя многие помнят, как не понимающий ничего в госуправлении Никол Пашинян требовал от СНБ "находить демонов", "проверять выдачу кассовых чеков" и "охотиться за фейками". Это было забавно. Но тогда мне казалось, что это издержки моей службы, что во имя служения Родине можно и потерпеть и такое.
— А когда Вы поняли, что что-то идет не так?
— К лету 2019 года я пришел к окончательному выводу, что ни Пашинян, ни его команда не хотят чему-либо учиться, подвержены различным влияниям и ведут страну в пропасть. Оказалось, что многие из них не просто люди с улицы, ничего в жизни не достигшие, а те, кто до прихода во власть работал, условно говоря, "против" государства. Их мышление в 2018 году не изменилось и не изменится. Были, конечно, в команде Пашиняна личности, которые в начале пытались показать определенную принципиальность, заявляя, что считают события 2018 года для себя возможностью служить стране и народу. Но примерно через полгода после выборов воля этих людей была сломлена, и они в большинстве своем, отложив принципы в сторону, стали служить Пашиняну лично.
Я считаю, что идеалы революции были окончательно утрачены к лету 2019 года, а в дальнейшем мы все увидели, что заявленные Николом принципы и ценности были фейком и использовались им лишь для промывки мозгов.
К августу 2019 я уже понял, что изменить систему изнутри нереально. Нужно уходить и пытаться работать извне. К сожалению, мой призыв "остановиться" ни Никол, ни его команда в правительстве или парламенте не услышали и не поняли. История не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что имеем сегодня: провалы на всех фронтах жизнедеятельности государства, более пяти тысяч погибших героев, сотни пленных, тысячи пропавших без вести, десятки тысяч лишенных крова и будущего, экономический коллапс и прочее.
Одна из главных причин всего этого — планомерное и непрерывное разжигание ненависти в обществе, настраивание "всех против всех", иными словами – политический расизм. Меня часто спрашивают, все-таки является ли Пашинян предателем, или он обычный авантюрист-бездарь? Скорее всего, оба одновременно. По части уголовной составляющей, я уверен, этим непременно займутся органы правопорядка. Но самое главное – как народ, как граждане мы должны 20 июня дать политическую оценку "николизму" и раз и навсегда убрать его из нашей жизни.
Сразу после нашей победы на выборах, наряду с восстановлением системы безопасности, приоритетом нашей силы будет сплочение общества вокруг общенациональной идеи и общенациональных проектов.
— Армения граничит с богатым нефтегазовыми ресурсами Азербайджаном и с Турцией, у которой вторые по численности вооруженные силы в НАТО. После поражения в последней войне, как вы собираетесь восстанавливать систему безопасности для самой Армении, не говоря уже о Карабахе?
— Система национальной безопасности включает многие составляющие. Несомненно, сильная и боеспособная армия – это главный фактор защиты страны. Ее реформирование и переоснащение - ключевая часть нашей политической программы. Профессия военного ВС РА должна стать элитной в общей системе, а человек, готовый долгие годы верно служить стране, будет обеспечен всем необходимым для достойной жизни.
Несомненно, для таких стран как Армения и в такой сложной геополитической ситуации система безопасности также включает юридически закрепленные двусторонние и многосторонние договоренности с партнерами. Последняя война подтвердила, что в плане обеспечения безопасности в регионе у Армении есть надежный стратегический партнер – Российская Федерация. Война также показала, что системы армяно-российской безопасности не работают в полную силу, когда у руля нашего государства стоят профаны. Все это надо восстанавливать и развивать в первую очередь, и на это мы найдем ресурсы, а кадровый потенциал у нас большой.
"Называл меня российским шпионом": Ванецян заявил об обвинениях со стороны Пашиняна>>
Вообще, я категорически против насаждения настроений безысходности в нашем обществе. Армения и армянское общество находило в себе силы для движения вперед в намного более тяжелых ситуациях. Всего через три года после Геноцида 1915 года мы создали Первую республику. Кстати, уроки Первой республики должны быть проштудированы еще раз.
— Какими будут ваши первые шаги во главе правительства Республики Армения для решения внутренних проблем?
— Думаю, за последние три года так много новых проблем у нас возникло, что придется решать их в комплексе. Некоторое время, конечно, уйдет на изучение провалов действующего правительства и оценку реального положения дел: не того, о чем Никол постоянно врет, а того, что мы имеем на самом деле. Нужно это сделать очень быстро, и мы это сделаем.
Хотел бы особо подчеркнуть, что в кадровом резерве нашей команды, да и в самом предвыборном списке, множество профессионалов, достигших высоких позиций в своих сферах как в самой Армении, так и на международном уровне. Думаю, после победы 20-го июня, мы должны будем объединить силы с другими командами и, засучив рукава, немедленно взяться за реанимацию институтов и восстановление репутации Республики Армения.
Конечно, вопросы безопасности – как внутренней так и внешней – являются для нашего народа первостепенными. Наличие вражеских вооруженных формирований на нашей территории, а также сотни пленных в азербайджанских тюрьмах — первоочередная задача, стоящая перед следующим правительством. Государственная машина должна заработать в полную мощь и тогда, я считаю, что эти вопросы будут решаться. В мире у нас больше друзей, чем врагов, в конце концов. По крайней мере так было до того как страну охватил мутировавший вирус Николизма.
— А что Вы имеете в виду под внутренней безопасностью?
— Коротко — это комплекс мероприятий, методов и средств, обеспечивающих защищенность национальных интересов от угроз, которые исходят от обьектов, находящихся на территории Армении. Это моя профессия. Однако на данный момент важно и другое.
В новостной ленте вашего СМИ, кажется, также прошла новость о том, что капитулянт уже призвал своих сторонников собраться на площади столицы на следующий же день после выборов. Цель этого собрания мне лично понятна и подтверждается определенной информацией, поступающей из достоверных источников.
Скажу прямо — нехорошая цель. Осознавая, что, несмотря на вовлечение огромного административного ресурса выборы для него проиграны, он пытается расшатать внутриполитическую ситуацию.
Как бы ни развивались события, следует помнить, что речь идет о наших гражданах, и мы должны сделать все возможное, чтоб не допустить каких-либо стычек. А для этого каждый из нас, не ленясь, должен пойти на выборы и своим голосованием навсегда избавиться от Пашиняна, выбросив его на свалку истории. Мы должны сделать это сами, никто за нас делать этого не будет. Важен голос каждого.
Бездарное управление: Кочарян о кризисе в Армении, войне в Карабахе и не только - интервью>>
Я, конечно, понимаю, что некоторая часть наших сограждан все еще находится под влиянием наглой лжи и манипуляций Никола. И мы пытаемся в ходе кампании вывести таких людей, наших братьев и сестер, из зомбированного состояния. Может это удастся не на 100 процентов, но иного пути сегодня для нашего народа и наших политических сил нет.
Пользуясь случаем, я призываю офицеров всех органов правопорядка пристально следить за развитием ситуации, с честью выполнять возложенную законами и Конституцией задачу, если Пашинян на деле попытается спровоцировать столкновения. Этому институциональному расисту должен быть положен конец.
— Каким вы видите дальнейшее развитие событий в Карабахе? Каковы перспективы?
— Карабахский конфликт не решен. Конфликт можно считать решенным только тогда, когда арцахцам, живущим на этой территории, будет гарантировано право на безопасную и достойную жизнь.
Как известно, боевые действия были прекращены силой трехстороннего заявления о перемирии при посредничестве России, которая сыграла неоценимую роль в прекращении войны. Однако упомянутое заявление - о перемирии, а не о политическом урегулировании. Хочу это подчеркнуть. Вопрос политического урегулирования на текущий момент открыт.
"Мы виноваты, что не сожгли его вместе с флагом Турции" – член АРФД ответил Пашиняну>>
И он должен включать ответственность за разжигание войны с учетом реалий того, что население Карабаха в очередной раз оказалось под угрозой физического уничтожения. И поэтому Карабах не может никоим образом быть в составе Азербайджана. И три прошлых войны являются очевидным тому доказательством. Арцах – цитадель нашей национальной идентичности в XXI веке.
Вопрос политического урегулирования должен решаться в рамках полномочий сопредседателей Минской группы, в русле процессов, протекающих при посредничестве России и в рамках формулы, предложенной Минской группой. И если мы говорим о стабильном и долгосрочном мире в регионе, то не должны нарушать принципы справедливости.
— Недавно в Нагорном Карабахе Вы встречались с Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым. Вы неоднократно критиковали вербальные выпады Пашиняна и членов его команды против церкви. В первую же неделю избирательной кампании Пашинян вновь разразился очередным выпадом.
— Как Вам известно, партия "Отечество", которую я возглавляю, а также "Республиканская партия", с которой мы на этих выборах участвуем единым блоком, являются консервативными и выступают в защиту и популяризацию национальных, духовных, семейных ценностей, нашей самобытности и культуры.
Я считаю, что для армянского народа, 70% которого живет за пределами Армении и Арцаха, наша церковь – это часть нашей идентичности, это важнейший национальный институт, который сплачивает наш народ. Церковь как институт тем более важна в периоды кризисов, и сейчас, когда бездарная и, как оказалось, чуждая для нашего народа власть, безудержно стремится ослабить и уничтожить мораль, этику и подменить их тупыми лайвами в социальных сетях. Мы этого не допустим. Для нас это дело чести. Честь имею!