Компроматы и взаимное "уничтожение": какой запомнится нынешняя агиткампания в Армении?

Политические наблюдатели в один голос говорят, что такой атмосферы вражды и агрессии в Армении не было никогда.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 18 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Избирательная кампания в Армении уже позади. Досрочные выборы в парламент страны состоятся уже 20 июня. Это во всех смыслах решающий день для Армении – граждане выбирают первый послевоенный парламент, который и сформирует правительство. Политологи при этом прогнозируют высокую явку на выборах. Это вполне ожидаемо, учитывая чрезмерную политизированность общества. Политика пришла буквально в каждый дом и каждую семью.

Пашинян идет ва-банк: политтехнолог об обмене пленных на карты минных полей

К тому же итоги 44-дневных боевых действий, утрата части Карабаха и полная потеря окружающих районов, всеобщая депрессия и пораженческий синдром оставили свой след на этой кампании.

Тема войны затрагивалась во всех выступлениях, она служила поводом для взаимных обвинений и выяснения отношений. Наблюдатели фиксируют беспрецедентный градус конфронтации, вражды и риторики ненависти между основными конкурентами. Эксперты в один голос утверждают – такой напряженности и поляризации не было никогда.

Особо ярко это проявилось в противостоянии между и.о. премьера Николом Пашиняном и его основным соперником – вторым президентом Робертом Кочаряном. Общество регулярно слушало взаимные угрозы, активно применялись технологии "черного пиара", в ход шли оскорбления и ругательства. 

Политтехнолог Виген Акопян не удивлен, что между участниками выборов развернулась настоящая борьба "не на жизнь, а на смерть". Он считает это необычными выборами – для властей на кону вопрос их личной безопасности.

"Многие в правящей команде понимают, что смена власти грозит им не только и не столько потерей благосостояния, финансов, статуса и т.д, сколько уголовным преследованием", - сказал он Sputnik Армения.

К слову, это же утверждение актуально и для оппозиции, многие ее представители также наверняка окажутся за решеткой в случае победы Пашиняна. Вряд ли стоит думать, что пресловутый молоток в руках и.о. главы правительства – всего лишь символический жест силы. Если ему удастся воспроизвестись, то подаренный жителем Егварда строительный молоток грозит превратиться в молоток судейский. А им каждый раз будут стучать люди в мантиях, вынося очередной приговор сегодняшним оппозиционерам. Перспективы оказаться за решеткой и вынуждают фаворитов гонки бросить в бой все имеющиеся ресурсы и резервы.

Предвыборная кампания в Армении может спутать всем карты – политтехнолог

Акопян отмечает, что основные правила игры в ходе нынешней агиткампании, как и атмосферу в целом, диктовали власти. Команда Пашиняна в определенный момент поняла, что может потерять власть, и выбрала два основных нарратива – это "преступления прежнего режима" и необходимость в "стальном мандате", отсюда и символический молоток в руках и.о. премьера, которым он размахивал на митингах. Власть при этом была представлена в основном одним спикером – самим Пашиняном. Путем эмоциональных выступлений, криков и угроз в адрес бывших властей он пытался "зарядить", воодушевить, консолидировать свой электорат, убедить их в том, что все под контролем.

Блок Кочаряна больше продемонстрировал себя как антипод правящей команде. Крикливому тону выступлений Пашиняна здесь противопоставили демонстративное спокойствие и невозмутимость. На критику и выпады и.о. премьера Кочарян и его сторонники отвечали более спокойно. Но заочная полемика происходила буквально в интерактивном режиме, учитывая, что многие предвыборные митинги и встречи стороны проводили почти одновременно.

Интересно, что от публичных дебатов с Пашиняном в прямом эфире его основные оппоненты отказались - Кочарян, Тер-Петросяна и Ванецян. Как ни стремился и.о. премьера вызвать их на "ковер", все бывшие президенты, которые так или иначе участвуют в выборах, сочли для себя "зазорным" вступить с Пашиняном в телевизионную "дуэль". В итоге исполняющий обязанности главы правительства остался наедине с участниками меньше калибром.

Акопян считает, что тем самым основные противники Пашиняна попытались девальвировать и дискредитировать идею дебатов с его участием. Вряд ли Тер-Петросян или Кочарян боялись, что у них не найдется контраргументов в дискуссии с Пашиняном.

"Приглашение Тер-Петросяна и Кочаряна на дебаты тоже было своеобразной технологией, которую решил задействовать Пашинян в стремлении продемонстрировать свои преимущества и ущербность политики предшественников в карабахском вопросе. Но экс-президенты, будучи опытными политиками, не стали "клевать" на эту предвыборную "удочку", - говорит политтехнолог.

Стоит отметить, что предстоящие выборы отличаются и невиданным обилием участников. Изначально заявку на участие подали 27 сил. Однако после две партии сошли с дистанции, еще одного кандидата – бизнесмена Тиграна Арзаканцяна, шедшего первым в списке Демократической партии, Центризбирком "дисквалифицировал" из-за отсутствия "образовательного" ценза.

В итоге за депутатские мандаты поборются 25 сил - 21 партия и 4 блока. В любом случае это слишком много для небольшой Армении.