Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Героическая оборона Вана, история которой удивительно похожа на битву у Хельмовой пяди из "Властелина колец", - в изложении колумниста Sputnik Армения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Обычно, когда поклонники творчества знаменитого английского писателя и поэта Джона Толкина видят фотографии древней урартской крепости на Ванской скале, они с удивлением констатируют, что это и есть легендарная крепость из "Властелина колец".

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Любителям фильма-экранизации особенно запомнился эпизод битвы у Хельмовой Пади или в  Хельмовом ущелье, где на пути бесчисленных орд орков встает построенная в древности нуменорцами, на холмах, величественная крепость Хорнбург.

Это легендарное и практически неприступное сооружение, которое словно вырастает из окружающих скал и местами сливается с ними, оставляет неизгладимое впечатление. И вот оказывается, что это грандиозное создание полета мысли писателя, воплощенное художниками кино, существует в реальности. Причем за тысячи лет до рождения автора и придуманных им народов.

Откуда Толкин мог взять этот образ? Он при жизни не бывал в Армении, но был весьма образованным человеком, преподавал в Оксфорде и имел должность профессора англосаксонского языка. Несомненно, он общался со своими коллегами, преподавателями востоковедами, и вполне мог видеть фотографии Ванской крепости, разительно отличавшейся от всего, что привычно для жителей равнин.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Основное различие лишь в том, что Хорнбург перекрывал северный вход в долину, а крепость царей Урарту возвышалась над городом с запада.

В 1 тысячелетии до н. э. в Ванской скале находилась резиденция урартских правителей. Город этот – Ван или древняя Тушпа, как знает каждый армянин, был столицей государства Урарту, а совсем недавно, еще в начале 20 века, он был столицей Западной Армении.

Русские генералы и офицеры Кавказского фронта называли его Армянской Московией. Он, как и крепость, за прошедшие тысячи лет видел бесчисленное множество нашествий «орков» из разных регионов со всех 4 сторон света. Самые последние из них 100 лет назад окончательно разрушили и сравняли с землей армянскую часть города, которая насчитывала, как минимум 3 тысячи лет истории. Это и была древняя Тушпа, на месте которой теперь - обширная пустырь под Ванской скалой. Но кое-что все же осталось.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Поскольку озеро Ван — солёное, вернее в нем много соды, и его вода непригодна для орошения, царь Менуа в конце IX — начале VIII веков до н. э. для обеспечения столицы Тушпы пресной водой и орошения построил водный канал длиной 70 км. Причем построил на века и тысячелетия.  Менуа был отцом Аргишти I – основателя Эребуни.

Это грандиозное сооружение с кладкой местами высотой до 15 метров добротно и надежно работает до наших дней, причем без перебоев в течение 2800 лет, снабжая пресной водой районы современного города Ван. Подача воды составляет от 2 до 5 кубометров воды в секунду. Учёные считают, что инженерные характеристики древнего канала Менуа не уступают современным гидротехническим сооружениям. Вот такие у нас были предки, так они мыслили и так строили на века, потому что знали, что их потомки будут пользоваться всем этим.

Древняя скала окаймляет город Ван на западе. Именно с ее изучения и началось то, что сегодня называется урартологией.

В 1827 г. Французское азиатское общество командировало в Ванский район молодого ученого Эдуарда Шульца. За два года он сделал зарисовки скалы и клинописных надписей, но в 1829 году в горах около Джуламерка он был убит курдами, а собранные им материалы были доставлены во Францию и в 1840 году опубликованы.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Оказалось, что клинопись со скалы не принадлежит ассирийской культуре и не может быть отнесена к арабскому языку, как предполагалось раньше. Кстати, основатель армянской историографии Мовсес Хоренаци, написавший Историю Армении еще в 5-м веке, никакое Урарту не упоминал. А Эдуарда Шульца отправили в Ван именно для того, чтобы проверить рассказ Хоренаци про то, что там есть ассирийские письмена.

Первая работа по расшифровке ванских надписей была осуществлена  Хинксом,  опубликовавшим в 1848 г. специальную статью об этих надписях. Но,  кроме определения некоторых идеограмм, сходных с ассирийскими, работа Хинкса никаких серьезных результатов по освоению ванской клинописи, не дала.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Скала у озера Ван имеет длину 1800 м, ширину 60 м, высоту 80 м, а западная часть гряды выходила прямо к берегу озера. В наше время уровень воды в озере сильно изменился, и Ванская скала уже не находится в непосредственной близости от Вана, как в урартские времена, а находится в 4 км от берега.

Для входа в крепость было несколько ворот: Хорхорские, Тавризские и другие в разных частях. Только центральные Хорхорские ворота предназначались для конных повозок, в остальные можно было войти только пешком. В скале были специальные гроты для захоронений. В те времена наши предки сжигали тела умерших, а останки после кремации помещали в колумбарий — хранилище урн.

В верхних пещерах Ванской скалы сохранился древний орнамент. В помещениях с высокими потолками даже в летнюю жару было прохладно. Здесь видимо были дворцовые залы и палаты урартских царей.

Почти через полвека выяснилось, что письмена на западном склоне скалы — это Хорхорская летопись, написанная царем Урарту Аргишти I — один из главных документов по истории Урарту.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Но вскоре началась Первая мировая война, и большая часть надписей была сильно повреждена взрывами снарядов. То, что происходило тогда, не уступало по накалу битвам у легендарной крепости из "Властелина колец" Джона Толкина.

Из эпизодов героической самообороны армян 1915 года самым известным является защита Муса-лера, благодаря знаменитому роману Франца Верфеля, где все эти события подробно описаны.

Оборона Вана была такой же героической и значительно большей по масштабу, хотя до сих пор все еще не издано монументального произведения на эту тему. Это будет сделано в будущем. В некоторых местах, где армянам удалось самоорганизоваться,  население оказало сопротивление палачам. Окруженные турецкими войсками, оборонялись жители Вана, Муша, Сасуна, Урфы, Муса-лера и других поселений. Турки жестоко подавляли эти восстания, но в некоторых случаях армянам удавалось победить и продержаться до подхода  освободительных отрядов союзных войск. Армяне в то время проявляли  такую доблесть и мужество, что об этом будут помнить в веках.

Все 450 армянских сел вокруг Вана были разрушены и сожжены. Еще задолго до роковой даты 24 апреля  в области начались погромы, выжившие бежали в Ван.

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

19 апреля (7 апреля по старому стилю) 1915 года прямо напротив германского приюта для сирот турецкие солдаты напали на группу женщин из сожженного села Шушанц, пытавшихся спастись в Ване. Защитники города вступились за них, началась перестрелка, переросшая в штурм Вана. Штаб руководства самообороной находился в большом доме, бывшем Доминиканском училище армян-католиков. Руководил штабом Арам Манукян, сумевший безупречно организовать защиту и противодействовать всем ударам противника.  Айгестан – армянская часть города, был разделен на 5 оборонительных районов, в которых были сооружены в общей сложности более 70 позиций.

Но при этом из 50 с лишним тысяч населения вместе с беженцами из деревень жители Айгестана реально располагали не более 1500 бойцами, у которых было всего 505 винтовок и 750 маузеров.

Под началом губернатора области Джевдед-бея, который был шурином Энвера-паши, находился контингент равный дивизии, то есть состав в двенадцать тысяч человек регулярной армии с артиллерией и пулеметами. Также участвовало большое количество бандитских военных формирований.

Можно ли считать урартов армянами, или Версии, сходящиеся в одну>>

Для командования операцией к туркам прибыл офицер немецкой армии венесуэлец по происхождению Рафаэль де Ногалес Мендес, который записывал все события в своем дневнике: "В день моего приезда началась осада Вана. В нем заживо сгорали каждый день невинные дети и женщины, чей единственный грех состоял в том, что они родились христианами. Ценой неслыханных жертв мы могли медленно продвигаться к центру этого упрямого города, в котором армяне продолжали отчаянно защищаться среди горящих руин своих домов, до последнего вздоха сражаясь за свободную Армению и за победу христианской веры... Я же проклинал тот час, когда злая судьба превратила меня в палача моих единоверцев. Армяне сопротивлялись нам отчаянно, а их смелость была достойна высшей похвалы. Куда бы ни направлялись наши войска, их встречал точный шквальный огонь. Каждый дом превратился в крепость, и завоевывать их надо было поодиночке".

Почти все кварталы Айгестана были покрыты густым дымом, сквозь который поднимались языки пламени. С вершины длинной и узкой Ванской скалы, которая походила на гребень надвигавшейся волны, постоянно раздавались залпы турецкой артиллерии, которая не давала отдохнуть защитникам ни днем, ни ночью. В паре километров от нее к югу располагался Айгестан. Мортиры из крепости стреляли по Айгестану.  Турки использовали старинные медные пушки из крепости, всего их там было штук 25. Ядра, выпущенные из этих пушек, производили большие разрушения в толстых глинобитных стенах зданий, поскольку вместо того, чтобы пробивать их насквозь, как это делают снаряды конической формы, они молотили их, то есть обрушивали этаж за этажом. Многие двух и трехэтажные  дома были построены из необожженного кирпича и валились друг за другом.

На каждую позицию защиты руководители обороны выделили бригаду каменщиков, они ночью восстанавливали разрушенные места, поскольку ночью артиллерия не могла стрелять прицельно. А утром турки видели стены снова отстроенными.  Но самое тяжкое было все-таки не это. 

У армян патронов было только на пару дней. Они продержались месяц. Как это возможно? Дети подрезали фитили от упавших турецких ядер и выковыривали пули из стен домов. Затем наши мастера из них делали новые патроны. Бои шли днем и ночью, переходили врукопашную. Чтобы поддержать дух защитников, недалеко от линии фронта играл музыку оркестр училища называвшийся "Фанфар". Осажденные отправили письма с гонцами с просьбой о помощи Зоравару Андранику и русским.

Командующий русской армии Кавказского фронта генерал Н. Юденич приказал сформировать отряд из армянских дружин и казачьих полков  и направить его на помощь Вану. В самом городе армянам удалось сделать подкоп под главный арсенал турок и ночью взорвать его. Узнав о приближении армянских и русских войск, турки бежали из Вана. Горожане встретили освободителей под звуки оркестра 18 мая.

Это был день рождения русского царя. Из столицы Западной Армении в Москву полетела телеграмма составленная Арамом Манукяном: "В день рождения Вашего Величества, совпадающий с днем вступления Ваших войск в столицу Армении, желая величия и победы России, мы, представители национальной Армении, просим принять и нас под Ваше покровительство. И пусть в роскошном и многообразном букете цветов великой Российской Империи маленькой благоухающей фиалкой будет жить автономная Армения".

В Аштаракском районе Армении к 100-летию героической Ванской самообороны воздвигнут памятник. Но только Ван и Муса-лер смогли защититься и победить. Все остальные армянские районы опустели. 

Могла ли Ванская скала стать прообразом крепости из "Властелина Колец"?

Из Западной Армении с сожженными городами и селами сотни тысяч беженцев перебрались в Восточную Армению. Несмотря на войну, исследования продолжались. 

С 1915-го до 1917 года, когда Ван был занят войсками Российской империи, раскопки осуществляла экспедиция Русского археологического общества под руководством академиков И. А. Орбели и Н. Я. Марра. Этой экспедиции посчастливилось откопать стелу с летописью Сардури II. В конце концов стало известно, что Тушпа почти во все века был столицей государства Урарту. Во времена царствования Руса II столицу перенесли в Русахинили, а прибрежная скала Вана продолжала оставаться оборонительным форпостом.

После 1918 г. здесь уже не осталось армян, по крайней мере, официально. Сколько в Турции миллионов криптоармян не знает точно даже турецкая разведка, называют цифру от 700 тысяч до 7 миллионов. Но это скоро выяснится, не зря же сказано в Библии "Нет ничего тайного, что не стало бы явным".