ЕРЕВАН, 25 июн – Sputnik, Арам Гарегинян. Рынок онлайн-продаж России во время пандемии вырос вдвое, а по оценкам специалистов, к 2024 году может составить до 20% всей розничной торговли в стране. Из-за этого среди армянских (и не только) бизнесменов стало модно говорить о том, что нужно занимать онлайн-рынок, но мало кто хочет по-настоящему работать для этого, отмечает в беседе со Sputnik Армения специалист по российскому рынку товаров быстрого потребления, со-основатель платформы Export Armenia Анна Беклярова.
Продажи стали многоканальными: производители, торговые сети, рестораны, теперь расширяют продажи и на полках магазинов, и в онлайн-магазинах, и в маркетплейсах. Так сейчас работает вся крупная розничная индустрия. Для продвижения продукции в онлайн-торговле свои механизмы предлагают социальные сети и даже "Сбербанк". Вдобавок отмечается рост онлайн-покупок среди поколения 55+. Их покупки из единичных превращаются в массовые.
Но при тех технологиях, которые начинают использоваться для маркетинга, рекламы и продаж, не нужно рассчитывать на успех, если думаешь категориями 1990-х. Сейчас уже недостаточно сказать: "Все армянское купят", подчеркивает Беклярова.
К сожалению, мало кто заботится о том, чтобы наладить связь с закупщиком. Даже простые действия (например, отослать образцы с нормальной этикеткой) – это уже проблема, отмечает она. Менеджеры-армяне (а их в российских компаниях очень много), то и дело говорят: "Понятно, "мер сирт цавум е" (известное армянское выражение, по смыслу: "душа болит за своих" - ред), но сколько же можно так работать?"
Посол Копыркин назвал объем российских инвестиций в Армении>>
Один из местных производителей сухофруктов – отменных по качеству – выпустил их на рынок в упаковках с надписью "Сухафрукты асорти", вспоминает она. Настоятельную просьбу исправить он выслушал, но так и не исправил. С такой надписью они и пошли в продажу.
Этот пример показательный: собственник до сих пор думает, что ему не нужно ни к кому прислушиваться – будь то в упаковке, ценовой гибкости, стратегии продаж, отмечает она.
"Когда я говорила, что так нельзя, мне отвечали - слишком усложняешь. К сожалению, многим собственникам кажется, что они все умеют лучше всех. Он и продавец, и маркетолог, он же Гоша, он же Жора, и так далее. Может, я немного утрирую, но мало кто знает, как выстраивать продажи. Некоторые вообще удивляются, что этому надо учиться. Поэтому хороших "продажников" по внешним рынкам у нас на пальцах сосчитать", - замечает Беклярова.
Все перечисленное, конечно, не касается всех бизнесменов: есть и очень сведущие или хотя бы понимающие, что для работы нужны специалисты. Но пока что, к сожалению, еще есть над чем работать. Особенно это видно в сравнении с другими странами, в том числе с другими постсоветскими республиками, добавила она.
Не используются и объективные преимущества армянского производства. В России все большим спросом начинают пользоваться продукты здорового питания. В Армении ее уже производят и могут производить в разы больше. но помимо технологов на производстве, почти нет хороших "продажников”, которые специализировались бы на внешних рынках по органической продукции, заметила она.
Все эти вопросы необходимо учесть государству в новой, всеобъемлющей экспортной стратегии, подчеркнула она.
Отметим, около полутора лет назад бизнес самоорганизовался и наладил обмен опытом и знаниями через сетевое сообщество Export Armenia, не преследующее получения прибыли.