Недавний визит группы аккредитованных в Азербайджане послов в Шуши продолжает вызывать все новые вопросы. В Баку крайне болезненно отреагировали на демонстративный отказ дипломатов целого ряда европейских государств от поездки, организованной по инициативе администрации Ильхама Алиева.
Если действия европейцев были вполне понятны, то участие в пропагандистской затее посла Греции выглядит весьма странным. В Афинах тоже многие удивлены случившемуся.
Ранее 46 иностранных дипломатов приняли приглашение министерства иностранных дел Азербайджана, организовавшего ознакомительный тур по районам Карабаха, перешедшим в результате прошлогодней войны под контроль Баку. Среди государств, послы которых бойкотировали поездку, были страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Азербайджанские политологи расценили этот шаг России, США и Франции как проявление несогласия с политикой Ильхама Алиева, продолжающего утверждать, что карабахский конфликт решен раз и навсегда. В Москве, Вашингтоне и Париже не считают суверенитет Азербайджана бесспорным, по крайней мере, до тех пор, пока не заключено мирное соглашение и не определен окончательный статус Карабаха.
Реакция официального Баку на демарш стран-сопредседателей публично озвучена не была. МИД заявлений на этот счет не делал. Но вот бывший глава внешнеполитического ведомства Тофик Зульфугаров призвал "наказать" послов, осмелившихся отказаться от поездки в Шуши. Экс-министр заявил, что нужно сделать так, чтобы жизнь дипломатов в Баку стала для них невыносимой. "Их необходимо подвергнуть официальной и общественной изоляции", - написал Зульфугаров на своей странице в Facebook.
Бывший член правительства предлагает начать своеобразную "блокаду" трех посольств. Эти же меры Зульфугаров предложил применить и в отношении посла Германии в Азербайджане Вольфганга Манига после того, как тот в марте этого года отказался от организованной властями поездки в Физули, Кубатлы и Лачин. Но немцев эти угрозы, прямо скажем, не впечатлили. Полагаю россиян, американцев и французов такого рода "санкции" тоже не напугают.
Пропагандистский ущерб от демарша послов трех сверхдержав в Баку пытаются компенсировать тем, что в Шуши согласились поехать дипломаты ряда стран, считающихся союзниками Армении. В антиармянской затее приняли участие представители дружественных армянам Грузии, Беларуси, Казахстана и Таджикистана.
Но главное, что могут записать в свой актив сотрудники администрации азербайджанского президента, готовившие поездку послов, это факт присутствия в составе делегации посла Греции Николаоса Пиперигоса. Его согласие посетить Шуши выглядело совершенно неожиданным, учитывая союзнические отношения, связывающие Афины и Ереван как на двустороннем уровне, так и в рамках трехстороннего партнерства Армения-Греция-Кипр.
Следует признать, что до недавних пор греки были верны своим союзническим обязательствам. Греция была едва ли не единственной страной, недвусмысленно поддержавшей Армению в дни прошлогодней карабахской войны. Министр иностранных дел Никос Дендиас лично посетил тогда Ереван, выразив таким образом свою солидарность народу Армении. А после того, как официальный Баку обвинил Афины в переброске в Карабах наемников, якобы воюющих на стороне армян, греческое внешнеполитическое ведомство позволило себе демарш, отозвав из Баку своего посла для консультаций. Зеркальный ответ МИД Азербайджана не заставил себя долго ждать. Армения и Карабах ощущали моральную поддержку греков все 44 дня войны. Как же после всего этого греческий посол мог участвовать в откровенно антиармянском мероприятии?
Этот вопрос попытались задать министру иностранных дел Греции журналисты многих печатных, электронных и сетевых изданий. Официального ответа так и не последовало. Но примечательно, что сразу после того, как разразился скандал, сотрудники пресс-службы МИД Греции в своих устных неофициальных комментариях намекали на то, что Николаос Пиперигос поехал в Шуши, якобы не согласовав это с руководством ведомства. Верится в это с трудом. Вот и греческие СМИ не поверили. Если бы посол действительно позволил себе подобную вольность без санкции из центра, его бы непременно уволили в тот же день.
Впрочем, стоит признать, что от личности посла тоже многое зависит. Поведение Николаоса Пиперигоса и прежде бросалось в глаза способностью прогибаться под азербайджанскую дипломатию. Это наглядно проявилось в первый же день его официальной миссии в Баку, когда Ильхам Алиев согласился принять у него верительные грамоты. Президент Азербайджана проявил тогда откровенную враждебность, заявив, что его страна "без каких-либо колебаний поддерживает и будет поддерживать Турцию во всех вопросах, в том числе в вопросе Восточного Средиземноморья". Поясню, речь идет об оккупации Турцией северной части Кипра. На дипломатическом языке такая заявка считается актом косвенной агрессии. Но интересно, что Пиперигос не отреагировал на выпад азербайджанского президента, лишь заявив, что в прошлом году в Греции сменилось правительство. "Новое правительство сделает все необходимое, чтобы найти лучшие пути для налаживания связей с вами... Всегда и полностью соблюдая международное право, мы уделяем внимание тому, чтобы не навредить отношениям с Азербайджаном, и нам хотелось бы видеть то же самое с вашей стороны, насколько это возможно. Однако, как мне кажется, учитывая то, что нашему новому правительству предоставлено время для того, чтобы найти возможности улучшения отношений с вашим правительством, будущее нашего сотрудничества может быть более успешным", - заявил посол.
Уже тогда в Афинах многие заметили, что с послом что-то не так. Его оскорбляют, а он оправдывается. Но в МИД Греции на это закрыли глаза.
На этот раз вопросов к послу гораздо больше. Некоторые афинские средства массовой информации поспешили назвать случившееся грубым провалом греческой дипломатии.
Приведу несколько цитат из греческих сетевых изданий. "Греческая общественность возмущена тем, что посол Пиперигос присоединился к пропагандистскому туру, организованному азербайджанским режимом", - пишет в своей статье главный редактор Greek City Times Пол Антонопулус, отмечая, что "спонсируемое Турцией вторжение в Нагорный Карабах привело к ужасающим военным преступлениям".
Оценку Антонопулуса в полной мере разделяет обозреватель издания Pontos news: "9 июля 2021 года следует считать днем позора внешней политики Греции. В этот день Греция приняла участие в провокационной фиесте, организованной правительством Азербайджана в Арцахе, устроив праздник совершенных ею преступлений". Журналист задается вопросом: "Как могла Греция, которая обязана поддерживать братские отношения с армянским народом, решиться на участие в подобном мероприятии?"
Категоричен в своих оценках и автор статьи, опубликованной в афинском издании "Info gnomon politics". Вот что он пишет: "Греция узаконила своим присутствием в Шуши ужасные преступления азербайджанцев и турок в оккупированном Арцахе... Неужели наш посол забыл, что греческий народ пострадал, как и армяне от геноцида со стороны турок, что турки оккупировали греческую территорию, вторглись на Кипр и разделили его, как это сделали азербайджанцы и турки в Арцахе? Греция выступает против реализации пантюркистских планов, а Шуши - это именно тот город, который был оккупирован при непосредственном участии Турции, воплощающей в жизнь планы пантюркизма. Интересно, что бы сказали наши дипломаты, если бы завтра открылось посольство Армении на Северном Кипре?.."
Кстати, о посольстве на Северном Кипре. Не считая Турцию, Азербайджан – единственное в мире государство, косвенно признавшее марионеточную "Турецкую Республику Северного Кипра". Правительство и парламент Нахичеванской автономии Азербайджана наладили с оккупационным режимом официальные отношения. В то же самое время Армения использовала любую возможность на всех возможных площадках заявлять о незаконности поползновений турок в отношении северной части греческого острова. Ереван был предельно последователен в отстаивании законных прав народа Греции. Союзнические обязательства армяне выполняли безупречно. Но в Афинах это, похоже, оценили не все. Неужели греческие дипломаты готовы признать, что им невыгодно дружить со страной, потерпевшей поражение? Но ведь поражение мы потерпели от общего с греками противника.
Так как же все-таки быть с обязательствами? Сумеет ли греческая дипломатия найти ответы, способные убедить?