Закон о пошлине или политический молот: что творится в горнорудной сфере Армении?

Новый закон о пошлинах в сфере горнорудной промышленности, поспешно утвержденный в парламенте Армении по предложению правительства, дал повод для различных толкований. Sputnik Армения сопоставил политические и экономические реалии.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Нелли Даниелян, Sputnik Армения

Правительство Армении крепко взялось за горнорудную промышленность, продукция которой занимает 35-40% в общем объеме экспорта. На экспортируемые из Армении медные и молибденовые концентраты и смежные товары устанавливается дополнительная пошлина примерно в размере 15% от действующих в данный момент на международном рынке цен на медь и молибден. Эта норма будет действовать уже с августа, согласно принятому месяц назад проекту о внесении изменений в закон "О государственной пошлине".

По подсчетам правительства, новая пошлина ежегодно обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 72 миллиардов драмов (около 145 миллионов долларов), и этими средствами, как уверяют чиновники, будут пользоваться не только акционеры, получающие сверхприбыль, но и рядовые граждане посредством реализации различных государственных программ.

Оппоненты усматривают в этой инициативе политический подтекст, прогнозируя крах горнодобывающих компаний. Дело в том, что уже 14 июля на Зангезурском медно-молибденовом комбинате прошли обыски и были задержаны двое. Основная причина таких действий была заявлена Пашиняном еще до выборов - на Зангезурском комбинате раздавали подкупы в пользу оппозиции. Здесь следует отметить, что одним из лидеров оппозиционного блока "Айастан" является Ваге Акопян - бывший директор комбината, а ныне член Совета предприятия.

Политический "молот" или экономическая справедливость?

Член исполнительного органа Республиканской партии Армении, бывший председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам парламента шестого созыва Гагик Минасян считает этот вопрос сугубо политическим, напоминая, что еще в ходе предвыборной кампании Пашинян обещал нанести свой первый удар метафорическим молотком по Зангезурскому медно-молибденовому комбинату. Что он сегодня и делает.

"Это хрестоматийный пример политического преследования. А зачем это делается? Тут значимость Зангезурского медно-молибденовового комбината нельзя недооценивать, потому что он обеспечивает работой многих людей, поддерживая в Сюникской области, имеющей важное для страны значение, более высокий по сравнению с другими регионами уровень жизни", — сказал Минасян в беседе со Sputnik Армения.

По его убеждению, ничего хорошего из вмешательства политики в экономику ждать не приходится.

Что касается представленных правительством экономических обоснований - рост цен на медь и молибден на мировом рынке - Гагик Минасян напоминает, что этот процесс начался далеко не сегодня. Молибден последовательно дорожает на протяжении трех лет, а медь начала "расти" год назад.

Однако правительство почему-то только сейчас озаботилось этим вопросом, предлагая парламенту в экстренном порядке принять законопроект. Минасян убежден, что таким образом власти пытаются решить политическую проблему.

В правительстве же парируют: "ничего личного". Цены на медь на Лондонской бирже металлов выросли до 9 300 долларов за тонну (год назад, во время локдауна, цена не превышала 4 500), а на налогообложении рудников это никак не отразилось, сетует министр экономики Ваан Керобян.

Предлагаемые изменения, таким образом, связаны с высокими ценами на медь на мировых рынках. Появилась необходимость более справедливого распределения доходов от эксплуатации недр страны.

А Зангезурский медно-молибденовый завод, как известно, входит в тройку крупных налогоплательщиков страны: его доля (по данным на первый квартал 2021 г) составляет 9,8 миллиарда драмов из общих налогов в 350 миллиардов.  

Закон о пошлине или политический молот: что творится в горнорудной сфере Армении?

Новую пошлину отменят, если цены снизятся

Экономист Татев Арустамян уверена, что введение новой пошлины при нынешних мировых ценах и спроса никак не повлияет на прибыль компаний, эксплуатирующих месторождения.

"Говорят, что планируется пересмотреть налоговую политику в этой сфере, чтобы внедрить более эффективную систему налогообложения компаний, работающих со сверхприбылью. Здесь уже необходимо уточнить, о каких именно изменениях идет речь, чтобы как хозяйствующие субъекты, так и инвесторы могли строить прогнозы и рассчитывать риски при будущих инвестициях в Армению", — сказала Арустамян.

Она добавила, что для иностранного инвестора важнейшим показателем является прогнозируемость процессов в долгосрочной перспективе, возможность предсказать ход работы и ее результат. Внутренние процессы в Армении по большому счету не влияют на намерения потенциальных инвесторов, уверена Арустамян.

Спрос на медь растет: министр объяснил повышение пошлин на экспорт руды из Армении>>

К тому же экономист напомнила, что правительство, комментируя поправки, заявило об их временном характере. В будущем, если цены на мировом рынке упадут, правительство готово пересмотреть закон.

Встает резонный вопрос - на каком ценовом рубеже правительство откажется от новой пошлины.

"Если учитывать, что при цене 5300 долларов за тонну наши рудники уже считаются прибыльными, то, полагаю, в случае падения ниже этой отметки компании перестанут быть рентабельными, что уже плохо скажется на экономике самой Армении", — сказала Арустамян.

Кто есть кто в медномолибденовом бизнесе?

Из восьми медно-молибденовых месторождений, эксплуатируемых сегодня на территории Армении, шесть находятся в Сюникской области, два других - в Лорийской. Причем Зангезурский медно-молибденовый комбинат лидирует как по объемам добычи и экспорта молибдена, так и меди. По данным ГКЗЭК, доля комбината на этом рынке превышает 80%.

Согласно все тому же ГКЗЭК, Зангезурскому медно-молибденовому комбинату принадлежит одно из крупнейших месторождений в Сюникской области — Каджаранское. Здесь, по данным на 2006 год, залегает 2 млрд. 210 млн. тонн руды, из которых меди — 5 млн. 220 000 тонн, молибдена — 720 тыс. тонн. Ежегодно не месторождении добывается 12,5 тыс. тонн руды.

История с Зангезурским комбинатом отрицательно скажется на инвестициях - эксперт

Еще один крупный рудник в Сюникской области - Анкасарское медно-молибденовое месторождение, официально зарегистрировано под названием ООО "Лер экс". Но, по данным электронного регистра, 100% уставного капитала этой компании принадлежит Зангезурскому медно-молибденовому комбинату.

В Анкасарском месторождении, по данным на 2007 год, залегает 2 млн. 762 тыс. 400 тонн руды, объем ежегодной добычи составляет 150 тыс. тонн.

Ну а самым крупным рудником в Сюникской области является Агаракское медно-молибденовое месторождение. Объемы руды, по данным 1976 года, здесь составляют 77 млн. 400 тыс. тонн, годовая добыча - 2 млн 700 тыс. тонн.

Месторождение официально эксплуатирует ЗАО "Агаракский медно-молибденовый комбинат", 100% учредительного капитала которого принадлежит ООО "Комсап Индустрис", зарегистрированном на острове Тортола (Британские Виргинские острова).

В Сюнике находятся также Дастакертское медно-молибденовое месторождение, принадлежащее ООО "Мир молибдена" с уставным капиталом зарегистрированной в Ларнаке компании "Глобал Метайз"; Айгедзорское медно–молибденовое месторождение, сданное в эксплуатацию ООО "Актив лернагорц", а также медно–молибденовый рудник в Личке, принадлежащий ООО "Татстоун".

В настоящее время из двух месторождений, эксплуатируемых в Лорийской области, крупнейшим является Техутское медно-молибденовое, которое начали эксплуатировать с 2014 года.

Запасы этого месторождения в 1991 году оценивались в 453 млн. 800 тыс. тонн, из которых медь - 1 млн. 600 тыс. тонн, молибден - 99 тыс. тонн. Месторождение сейчас эксплуатируется ЗАО "Техут", долю в капитале которого имеют банк ВТБ, зарегистрированные на Кипре компании "А.Т.С. Номинис Лимитид", "Сунарто", "Техут Инвестментс Лимитед" и "Наири Инфрастракчер капитал Лимитид", а также ООО "Вестрок Девелопмент" (офшор).

Право на эксплуатацию Шамлухского медноколчеданного месторождения в Лори передано ЗАО "Ахталинский горно-обогатительный комбинат". Однако 100% ее уставного капитала также принадлежит зарегистрированной на британском острове Невис корпорации "Метал Принс LTD".

Запасы месторождения, по данным 1985 года, составляют 1 млн. 29 тыс. тонн, содержание меди в них - 4,2%.

Куда утекает богатство из недр Армении?

В металлической горнодобывающей промышленности Армении на первом месте по объему добычи находится медная руда и концентрат (61,2%), на втором - сплав золота и серебра, (20,5%), на третьем - молибденовый концентрат и ферромолибден (14,7%), дальше следуют цинк, железо и другие металлы.

Запасы богатой золотой руды остаются на армянском руднике в Сотке – геолог

По данным Статистического комитета Армении, в январе-мае 2021 года года в стране было произведено 164,5 млн тонн медного концентрата (на 4,9% больше, чем в январе–мае 2020-го) и 9,7 тонн молибденового концентрата (на 2,6% больше, чем в январе–мае 2020-го).

А производство ферромолибдена, например, сократилось на 12,5%, составив 2,9 тонны.

Медная руда в Армении не перерабатывается. Она в полном объеме экспортируется в Болгарию, Швейцарию, Китай, Канаду и в другие страны.

Около 90% объема экспорта молибдена приходится на Нидерланды и Россию. Также молибден экспортируется в Швейцарию, Бельгию, Китай и другие страны.