В одной из комнат Реабилитационного центра защитника отечества активно работают двое протезистов, прибывших в Армению из России. Они берут мерки, корректируют протезы, чтобы вернуть к нормальной жизни очередного парня, потерявшего на войне руку.
В углу комнаты сидят 20-летние Армен Ованнисян и Сурен Дилбарян, бывшие солдаты-срочники. Парни не отрывают глаз от работы российских специалистов, которым помогает физиотерапевт Арам Меликян. Он еще студент, но по совместительству работает в Реабилитационном центре защитника отечества, а в последние три месяца получил предложение пройти переподготовку в качестве протезиста. Арам с радостью согласился и приступил к работе.
По его словам, в среднем нужно 3-4 дня для того, чтобы человек привык к новым протезам.
Ну, а российские специалисты работают очень быстро. Бывает, что всего за один день изготавливается и устанавливается бионический протез руки.
До этого (во время восстановительного лечения) лишившиеся верхних конечностей ребята прошли подготовительный этап протезирования: натренировали мышцы, готовились физически и психологически к использованию протеза.
"Эти протезы многофункциональные: парни управляют ими при помощи мышц. Каждый сигнал имеет свое значение. Наши российские коллеги рассказывают, что один из их пациентов даже делает сварку микросхем в этом протезе", - говорит Арам, а затем с улыбкой добавляет, что и наши парни не отстают. Один из них, например, решил научиться играть на пианино сразу же после получения протеза.
Пока мы разговариваем, Армен и Сурен с улыбкой следят за нами, а прежде чем начать разговор, уверяют, что все в порядке.
Армену 20 лет. Когда началась война, он служил в Матагисе. Ранение получил в первый же день, 27 сентября. На вопрос об обстоятельствах ранения он лишь слегка улыбнулся, поспешив сказать, что война не смогла отнять его мечты.
"Я поступил в Американский университет, стану инженером-программистом. С сентября буду ходить на занятия, кроме того за это время прошел онлайн-курсы, а вчера получил сертификат. До армии я получил хорошее образование, теперь хочу продолжить в том же духе, начать работать. Все, что я должен был сделать после армии (если бы не было войны), пытаюсь выполнить сейчас. Так получилось, что раньше демобилизовали. В моих планах на жизнь ничего не изменилось", - говорит Армен.
Он уже примерил свой бионический протез, даже взял домой, но сегодня принес обратно, потому что нужно его чуть подкорректировать.
"Три дня специально тренировался, знакомился с работой и возможностями бионического протеза. Остается привыкнуть к тяжести протеза на руке, потому что отвык. Сначала постоянно было желание снять его с руки, но потом привык. Сейчас вполне комфортно. Сложности возникают при использовании в определенных движениях, но и это - вопрос времени: когда мышцы растянутся, проблем не будет", - говорит парень.
В отличие от Армена, Сурен был ранен в последний день 44-дневной войны, в городе Мартуни.
"Это было в ночь на 10 ноября, когда уже было объявлено о прекращении огня. Я принял полноценное участие в войне от начала и до самого конца, но в конце … Снаряд летел прямо на меня. Помню только, что ничего не мог разглядеть", - говорит парень.
Помнит боль в легких, и как ему трудно было издать звук, но он собрал последние силы и позвал на помощь.
"Я кричал: "Помоги, брат, пожалуйста". Помню голос командира роты: "Сейчас, Сурен джан, вытаскиваем, держись". Потом услышал нашего фельдшера Мисака. Он говорил: "Только не засыпай, Суро, не засыпай".
Сурен получил ожоги лица и рук. Лечился долго. Врачам не удалось спасти ему правую руку.
Уже 3 месяца, как он проходит лечение в Реабилитационном центре защитника отечества. Свой бионический протез Сурен еще не примерял, сказали, что через неделю будет готов и его протез.
Он еще не видел, как работает бионический протез руки, зато видел такой протез ноги, сослуживцы говорили, что они довольны.
Сурен ни о чем не жалеет. "Если было бы нужно, отдал и вторую руку, лишь бы вернуть хотя бы половину земель", - говорит парень.
После войны Сурен выглядит не по годам взрослым. Никто не верит, что ему 20 лет. Он повзрослел, но не сломался. Поступил в Государственный институт физической культуры и спорта Армении, на факультет спортивной журналистики.
Говорит, что первая мечта уже сбылась - комментировал футбол в эфире Общественного телевидения.
По словам специалистов, бионический протез выполняет 36 действий, 18 функций – осуществляет сам протез, а остальные регулируются с помощью специальной программы. Некоторые функции парни могут добавлять в программе сами и применять.
Отметим, что еще до войны Реабилитационный центр защитника отечества выступил инициатором создания центра протезирования. После войны к делу присоединился Всеармянский фонд "Айастан". Фонд выделил 1 миллион евро на бионические протезы рук 20 ребят.