Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

Многие знают об Апаранском водохранилище, но то, что на дне этого водоема существует уникальный памятник 4-5 века - церковь Сурб Погос-Петрос, известно немногим. Уже более 50 лет на несколько месяцев в году храм становится полностью сокрытым под водой.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Sputnik Армения рассказывает о том, как Касах, Зовуни и сельская церковь оказались под водой.

В Апаране есть уникальный памятник, о котором кроме местных жителей мало кто догадывается. Отдыхающие на берегу Апаранского водохранилища даже не задумываются о том, что стоящая рядом полуразрушенная церковь несколько месяцев в году проводит под водой. Были и особо снежные и полноводные десятилетия, когда церковь Сурб Погос-Петрос (Св. Петра и Павла) практически полностью оставалась водой, напоминая о себе лишь возвышающимся над водой крестом.

Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

СССР оставил под водой Зовуни, Касах и церковь XVI века

В советские годы в разных населенных пунктах Армении в оросительных и энергетических целях были построены водохранилища. По решению властей, одно из них было построено между селами Кучак и Ехипатруш в Апаране, в верхнем течении реки Касах. На месте нынешнего Апаранского водохранилища почти 70 лет назад располагались две деревни - Зовуни и Касах. Было принято решение перенести села. В 1962 году начались работы по строительству водохранилища.

Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

Дед Марзпет из села Ехипатруш вспоминает, что тогда состоялось торжественно открытие водохранилища, это было большое событие. На церемонии открытия присутствовало все руководство Советской Армении, в том числе Карен Демирчян, Антон Кочинян.

"Из ЦК приехала большая делегация. Собрались на плотине, сказали приветственную речь, а потом на другом берегу начались празднества: из Еревана привезли танцевальные группы и сольные исполнители. Это было огромное сооружение, была проделана колоссальная работа, глину везли из села Кучак", - вспоминает старожил села.

Во время торжественного открытия деду Марзпету было 16-17 лет. Говорит, это "был лучший возраст", они с друзьями с нетерпением следили за тем, как наполняется вода, это длилось около года. В водохранилище завезли рыбу, в основном кохак (храмули), с Севана - форель, сиг и немного раков.

"Вода была чистой, мы ходили плавать, но у церкви не плавали", - вспоминает дед Марзпет.

Говорит, было много несчастных случаев: люди неправильно рассчитывали свои силы, глубину водохранилища, и тонули.

"Сначала жителей Касаха и Зовуни устроили в одном населенном пункте, на территории нынешнего Зовуни, но сасунцы и хойцы не поладили и разъехались", - смеется дед Марзпет.

Уроженка Зовуни, 87-летняя бабушка Лусик вспоминает, как в ноябре 1965 года вместе с мужем и шестью детьми они перебрались в нынешний Зовуни. Младшенькому тогда был год и 4 месяца.

"Нас вывезли насильно, мы не хотели оставлять нашу родину, место, где родились. Вода начала подниматься и затапливать наши дома. Мы жили в центре деревни, наши окна почти затопило, тогда мы в отчаянии перекочевали, перебрались сюда. Вы побывали в нашем селе, зашли в нашу часовню?" - интересуется бабушка.

"Пусть все, что вы там загадали, сбудется", - добавляет она и продолжает рассказывать историю своего заселения.

Им предложили "Совхоз 40" (нынешнее село Прошян), а когда они не согласились, то привезли сюда. Это было здание колонии, стояли бараки с заключенными. Этих заключенных увезли в Кош, а нас поселили в бараках. Там были насекомые и всякое такое, с чем люди не могли свыкнуться.

Жители затопленного Касаха расположились на территории одноименного нынешнего села.

Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

Говорит, что каждый год ходили туда, где было их село, когда вода в водохранилище отступала и можно было войти в церковь.

Один памятник остался под водой, а два – вышли сухими из воды

В 1960-х годах, когда начались работы по строительству водохранилища, Фонд охраны памятников Советской Армении попытался перенести местные историко-архитектурные памятники на безопасную территорию. А там было три памятника: церковь Сурб Погос-Петрос (IV-V вв.), часовня-гробница Сурб Вардан (V век) и церковь Тух Манук (IV век). По подсчетам специалистов, при спуске воды, первым должен был пострадать именно Сурб Вардан. Поэтому работы по перемещению памятников начали именно с часовни-гробницы.

Часовню увезли, а вода не пришла

О часовне - гробнице Святого Вардана - известно совсем мало. Ведущий специалист по образованию, культуре, спорту, здравоохранению, социальным делам и вопросам молодежи Апарана Мариам Кочарян уже несколько лет ищет во всех возможных источниках информацию о памятниках, находящихся на территории водохранилища.

Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

В одном из источников она нашла красивую легенду, которая гласит, что одного из полководцев Вардана Мамиконяна, Тачата Гнтуни, после Аварайрской битвы похоронили именно в этом месте, в его дедовском поместье, а его гробницу-часовню назвали именем полководца, под началом которого он служил. Кстати, старшее поколение рассказывает и другую историю. Говорят, что рядом с часовней когда-то давно был колодец. Когда тело Грибоедова перевозили из Персии в Грузию, на перевале использовали колодцы в качестве "холодильника" для хранения трупа. Согласно этой версии, тело Грибоедова спускали в колодец рядом с гробницей.

Но это все легенды и предания. Если вернуться к новейшей истории, то 1960-е годы верхнюю часть гробницы-часовни переместили в место под названием "Хачер" (Кресты) в Апаране, а фундамент остался на месте. Когда работы были проведены, стало ясно, что вода из водохранилища туда не дойдет. Поэтому Церковь Тух-Манук перенесли и установили рядом с фундаментом гробницы-часовни Сурб Вардан. Камни церкви Сурб Погос-Петрос также были пронумерованы, однако по неизвестным причинам работы по изменению места расположения не были доведены до конца.

Что известно о церкви Сурб Петрос-Погос

Сурб Погос-Петрос был главной церковью этой местности. Согласно разным источникам, спустя годы после основания церкви, в конце 4 или начале 5 века по требованию Григора Гнтуни и на его средства церковь была реконструирована.

"Он также оставил надпись на восточной стене церкви, которая гласит: "Да благословит меня Бог, что я построил эту церковь", - говорит Мариам, показывая надпись на стене у алтаря.

Подводная жизнь храма IV в, или Какую цену заплатила Армения за Апаранское водохранилище

Церковь Сурб Погос-Петрос - однонефный базилик, это достаточно просторное сооружение. По словам специалистов, оно исключительное, поскольку в армянской архитектуре это первый образец нового типа церковного здания – купольного зала. Мариам показывает фундамент, построенный на высоких, больших камнях у главного входа церкви. Она предполагает, что структура строения, возможно, не позволила в советские годы завершить работы по  его переносу. Последние ремонтные работы были проведены в конце XIX века, вместо каменной крыши ее покрыли деревянной.

Но сейчас церковь осталась без крыши – вода разрушила дерево. Хотя памятник несколько месяцев в году проводил в воде, он выстоял. Однако в 2005 году восточная стена рухнула. Мариам отмечает, что в последние 3-4 года зима в Апаране не такая снежная, дождей тоже немного, и из-за этого уровень воды в водохранилище резко снизился,  благодаря чему церковь в последние годы в основном остается на суше.

Несмотря на все напасти, которые пришлось претерпеть за 16 веков, и даже полувековой период затопления, храм выстоял, и крест все еще возвышается над ним. Церковь Сурб Погос-Петрос терпеливо ждет, что однажды ее судьба больше не будет зависеть от дождей и снега, и даже когда водохранилище снова заполнится, она будет в безопасности.