Никита Чикунов, Sputnik.
Сможет ли внутрисоюзная продукция успешно вытеснить импортную с внутреннего рынка и какие выгоды это принесет рядовым потребителям – разбирался Sputnik.
Карта против импорта
С момента запуска в 2014 году программы импортозамещения России почти полностью удалось достигнуть целевых показателей по снижению импорта мяса (65% против запланированных 67,8%). Наименьшие успехи – по линии плодово-ягодной продукции: зарубежные поставки снизились на 11% вместо ожидаемых 20%. К таким выводам в своем исследовании пришли эксперты РЭУ имени Плеханова.
Вместе с тем много внимания теме импортозамещения уделяет и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Еще в начале июля коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила карту развития агроиндустрии. Документ описывает свыше 70 проектов на сумму более $6,5 млрд, главная задача которых – снизить зависимость стран Союза от зарубежной аграрной продукции.
По словам генерального директора российского исследовательского центра "Международная торговля и интеграция" Владимира Саламатова, в 2020 году страны ЕАЭС закупили иностранных сельскохозяйственных товаров на $29,1 млрд. Основные категории импорта – это фрукты (цитрусовые, бананы, яблоки, груши), алкоголь, овощи, табак, кофе, чай и маслосемена (соя, подсолнечник).
При этом говорить о серьезной зависимости государств Союза от зарубежных поставок будет большим преувеличением, считает директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда.
"У каждой страны есть зависимость по отдельным продуктам, но по общему рынку она незначительна. У России не достигнуты критерии самообеспеченности по молоку и фруктам (в 2020 году – 84,1% по молоку, по фруктам и ягодам – 41%), но у партнера по ЕАЭС – Беларуси – есть избыток молока. У Казахстана, Армении и Кыргызстана есть потенциал экспорта фруктов в Россию. В России сейчас избыток курятины, она может пойти в Кыргызстан, Казахстан и Армению", — уточняет она.
Согласно последним актуальным данным, представленным в докладе Евразийского банка развития (ЕАБР), доля импортных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на рынке ЕАЭС в 2019 году составляла 11%.
Продовольственное наступление
В разработанной ЕЭК карте развития агроиндустрии выделяются пять главных сельскохозяйственных продуктов с наибольшей долей импорта на рынке ЕАЭС: мясо, молоко, картофель, овощебахчевые, фрукты и ягоды.
В 2020 году страны союза произвели 48,1 млн тонн молока, а импортировали 1,8 млн тонн (больше всего Россия и Казахстан). Сейчас суммарный объем производства молока не позволяет полностью обеспечить внутренние потребности. Однако уже в следующем году импортную продукцию начнет замещать белорусская. Благодаря этому показатель самообеспеченности вырастет с нынешних 96% до 98%, прогнозируют в ЕЭК.
Не менее оптимистично развивается импортозамещение по мясу. В минувшем году государства ЕАЭС произвели 13,9 млн тонн, а закупили 579 тыс. тонн (основные покупатели – Россия и Казахстан). В 2021 году снижение импорта ожидается почти во всех странах, благодаря повышению производства мяса до 14,1 млн тонн. В том же году ЕАЭС должен выйти на полную самообеспеченность по этой продукции, добавляют там.
Схожая ситуация и по картошке: в 2020-м страны союза произвели 34 млн тонн картофеля, импортировав всего 336 тыс. тонн (больше всего Россия). В 2021-м совокупное производство возрастет на 200 тыс. тонн, что позволит Союзу выйти на полное самообеспечение. Импорт при этом сократится до 300 тысяч тонн из-за уменьшения внутреннего потребления картофеля, указывают в ЕЭК.
Несколько хуже импортозамещение идет по линии овощей. В прошлом году ЕАЭС произвел 27,1 млн тонн овощебахчевых культур, поставки из третьих стран составили 2,3 млн тонн. Через год, несмотря на прогнозируемое увеличение производства до 27,6 млн тонн, импорт не сократится. Причина этому – растущие потребности российского рынка.
Самая проблемная статья для ЕАЭС – фрукты и ягоды. В 2020 году союз произвел почти 6 млн тонн, закупив 3,3 млн тонн ягод и фруктов из-за границы. В 2021-м импорт со стороны Армении, России и Кыргызстана сократится, однако вырастет со стороны Беларуси и Казахстана, отмечают в Комиссии.
Сейчас, резюмируют в ЕЭК, суммарные производственные мощности не позволяют странам Союза обеспечить потребности внутреннего рынка в ягодах и фруктах. В 2021 году уровень самообеспеченности Беларуси 49,6% (с учетом взаимной торговли 59%), в Казахстане – 38% (с учетом взаимной торговли 46,6%), в России – 41% (с учетом взаимной торговли 47%). Армения и Кыргызстан полностью обеспечены этой продукцией.
Перспективы для производителей
За счет собственного производства ЕАЭС уже сейчас может закрыть почти весь внутренний спрос по зерну, сахару, растительным маслам, свинине, баранине, яйцам, частично – по фруктам (яблоки и груши) и овощам, замечает Владимир Саламатов.
"Зависимость от импорта плодово-ягодной продукции будет актуальна и в будущем. Взаимные поставки не смогу полностью закрыть все потребности рынка. Главная причина этого – климатические условия", — объясняет он.
Схожего мнения придерживается руководитель направления Центра интеграционных исследований ЕАБР Тарас Цукарев. По его словам, рейтинг импортозамещения в перспективе возглавят овощи, мясо и молоко.
"Заместить в необходимом объеме и ассортименте экзотические фрукты продукцией из стран ЕАЭС, пожалуй, не получится, потому что подходящих климатических условий нет на большей части Союза. Импортозамещение возможно по другим товарным группам: овощи, молоко и мясо. Для этого есть все условия – взаимная торговля ЕАЭС по этим сельскохозяйственным товарам уже растет, постепенно вытесняя импорт", — добавляет экономист.
Импортозамещение играет важную социальную роль рассуждает Наталья Шагайда. Так государства создают дополнительные рабочие места и поддерживают бизнес. В перспективе замещение иностранной продукции может снизить стоимость продуктов в рознице, но для этого страны ЕАЭС должны облегчить производителям доступ на союзные рынки.
"Основная проблема для всех стран – реализация продукции. ЕАЭС расширяет рынки сбыта. Ранний картофель, морковь, капусту, лук и чеснок, пока не вырос новый урожай в России, можно ввозить из южного Казахстана, Кыргызстана или из Армении. Если не будет монополии поставок, то эта продукция должна быть дешевле, чем то, что покупается с конца зимы даже в Египте. Для этого нужно серьезно упрощать процедуры движения товаров. Каждый барьер – удорожание продукции", — резюмирует она.
Впрочем, этой проблемой уже занимается Евразийский банк развития, анализирующий товарооборот стран ЕАЭС, Таджикистана и Узбекистана. Экономисты изучают торговые балансы продовольственных товаров и состояние действующей инфраструктуры между государствами, чтобы найти самые оптимальные транспортные коридоры, которые снизят издержки поставщиков.