ЕРЕВАН, 3 авг — Sputnik, Нана Мартиросян. В первый день заседаний парламента Армении восьмого созыва армянских журналистов ожидал неприятный сюрприз. Как выяснилось, они не могут свободно передвигаться по зданию, "преследовать" депутатов и приближаться к их кабинетам. Правда, жесткие ограничения касались той части здания, где находятся кабинеты депутатов партии власти "Гражданский договор", спикера Алена Симоняна и вице-спикеров.
Перекрыт также коридор, связывающий старый корпус здания парламента с новым, который журналисты в шутку называют "Лачинским коридором". Хотя нет какого-либо документа, ограничивающего передвижение представителей СМИ, но в здании множество сотрудников госбезопасности в военной форме. Бывший заместитель руководителя аппарата Национального собрания Армении Арсен Бабаян рассказал, что никогда раньше в здании парламента сотрудники СНБ не носили военную форму.
"Это было неписаное правило, подчеркивающее демократичность парламента", - отметил он.
Спикер парламента Ален Симонян, комментируя присутствие большого количества людей в военной форме, заявил, что это не ограничение, а меры безопасности. Он напомнил о теракте 1999 года, а также избиении своего предшественника Арарата Мирзояна во дворе парламента и погром в здании в ночь на 10 ноября.
"Нет ограничений, всего лишь координируется деятельность представителей СМИ. На протяжении многих лет журналисты были вынуждены бегать за депутатами, иногда представителям СМИ угрожали. Это было обусловлено неурегулированностью отношений между ними и депутатами. Теперь же все изменится", - сказал Симонян.
По его словам, специально для журналистов будут оборудованы два зала, отделена зона для брифингов и все это - внутри здания. Кроме этого, глав парламентских комиссий обяжут выступать с брифингами после каждого заседания, а все заседания будут транслироваться онлайн. Что же касается его самого, то Симонян пообещал выступать минимум 1-2 раза в месяц с брифингами.
"В кабинет к депутату журналист сможет зайти, если будет приглашение, и в сопровождении сотрудника НС. Планируем организовать кафе во дворе парламента, чтобы депутаты могли встречаться с гражданами и представителями СМИ", - сказал Симонян.
Журналисты уже продемонстрировали несогласие с Симоняном и новыми правилами, организовав сбор подписей с требованием отменить ограничения. Правда, подписались всего 13 представителей СМИ, однако Симонян пригласил четверых из них на встречу для обсуждения ситуации. Журналисты не пошли, поскольку считают, что спикер проявил дискриминацию. Одним из приглашенных журналистов был политический обозреватель газеты "Грапарак" Ваге Макарян, который категорически против "координации" его действий.
"Эти ограничения негативно отражаются на нашей работе. Во-первых - с морально-психологической стороны, поскольку создается впечатление, что мы находимся в военной зоне, скажем на 21 километре дороги Горис-Капан. Это унизительно и оскорбительно. Естественно, цель одна – изолировать депутатов от журналистов. Кстати, этим пользуются и оппозиционные депутаты", - сказал Макарян.
Вместе с тем он не исключил, что на сентябрьской сессии парламента будут введены более жесткие ограничения, журналисты переведены в другой корпус и полностью оторваны от парламента и лишены возможности общения с законодателями.
А вот журналист издания Para TV Тируи Байбуртян считает, что журналисты не должны отступать от своих требований и продолжить борьбу за свои права. Она полагает, что власти пытаются отстранить своих депутатов от общения с журналистами, избежать нежелательных вопросов. Эти ограничения не могут не повлиять на качество работы, поскольку приходится делать круги по всему зданию, чтобы добраться из журналистской ложи до зала заседаний, отметила она.
В свою очередь руководитель Центра свободы информации Шушан Дойдоян отмечает, что эти ограничения являются беспрецедентными в истории парламента независимой Армении. Она считает это неприемлемым по нескольким причинам. Во-первых, они не обсуждались с журналистским сообществом и представителей СМИ застали врасплох. Во-вторых, эти ограничения противоречат международной практике, хотя Симонян и заявляет об использовании международного опыта. По ее словам, ограничения могут быть применены на маленькой территории, и если освещение события может быть небезопасным.
Эксперт считает, что эти изменения негативно отразятся на имидже парламента и его дальнейшей деятельности. Все проводимые властями реформы, связанные с деятельностью СМИ, проходили нелогично. Применяются наказания и запреты, а надо обучать, принимать превентивные меры и разрабатывать механизмы саморегулирования, говорит Дойдоян.
Отметим, что ранее бурную реакцию вызвала криминализация тяжких оскорблений. По законопроекту нанесение лицу тяжкого оскорбления карается штрафом от 100 - 500 тысяч драмов (200 - 1030 долларов по текущему курсу) до 1-3 миллионов драмов (2060 - 6200 долларов). До этого, парламент принял законопроект, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс. В рамках изменений втрое увеличен штраф за оскорбление и клевету. В случае оскорблений с 1 миллиона драмов (почти 2000 долларов) до 3, а в случае клеветы размер штрафа может составить до 6 миллионов драмов (более 11 тысяч долларов) вместо 2.