Марианна Пайтян, Sputnik Армения.
Для семьи Гарибянов гончарное дело - это не просто работа или ремесло, это память предков, история страны, передаваемая из поколения в поколение. Предки мастера Гегама были известными гончарами в Битлисском районе Западной Армении. Там они изготавливали не только глиняные изделия, но и тандыры.
Изделия в мастерской гончара Гегама
© Sputnik / Aram Nersesyan
В 1915 году дедушка Назар с семьей бежали из родных мест, спасаясь от резни. Они нашли пристанище в районе современного Разданского района. На тот момент отцу мастера Гегама было 3 года. В 1930-х годах семья переехала из Раздана в Канакерский район, недалеко от Еревана, где они продолжили развивать гончарное дело, изготавливая глиняную утварь. Дед Назар передал ремесло своему сыну, а его сын в свою очередь своему сыну Гегаму, а мастер Гегам - своему сыну Гранту.
"На этом не разбогатеешь, но мы живем, содержим семью, самое главное, это наше национальное, не хотим, чтобы оно исчезло", - говорит мастер и показывает кувшин, сделанный дедушкой Назаром много лет назад. Он вспоминает зеленоглазого деда, проводившего многие часы перед гончарным кругом.
Вспоминая детство, прошедшее "в глине", мастер признался, что гончарным делом он особо не интересовался, считая это грязной работой.
"В 75 году, когда колхозный рынок закрыли, нам не дали места для продажи своих кувшинов. Тогда я был в армии, моя семья решила, что будет делать только тандыры. По возвращении из армии, я начал помогать отцу".
Гончар Гегам работает в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
Так началась история мастера Гегама и тандыров.
Армянский тандыр - не просто печь
Точно неизвестно, как и когда был изобретен тандыр. Но то, что тандыры имеют многовековую и даже тысячелетнюю историю, подтверждают даже археологические раскопки. Говорят, что в древности неиспользуемые тандыры не засыпали золой и не перемещали с места, считая, что это то же самое, что разрушить своей очаг. Наряду с приготовлением такая печь обогревала весь дом по всей площади пола, способствовала тому, чтобы земля не сырела, уберегая членов семьи от болезней.
Гончар Гегам
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мастер Гегам рассказывает о том, как в детстве, в селе, дома у бабушки и дедушки, они на следующий день после выпекания хлеба "повисали на тандыре", то есть сидели на его краю, опустив в него ноги. Он уверен, что именно из-за этой привычки раньше не было так много женских болезней, да и мужчины были здоровее.
Когда мы говорим "традиционный армянский хлеб", имеем в виду не ингредиенты, а то, как его выпекают. И сразу же перед глазами возникает картина тандыра. Мастер Гегам утверждает, что все, что приготовлено в глиняном тандыре, становится вкуснее: хлеб, шашлык, обед, который варят в подвешенном горшке. По его словам, неповторимый вкус придает именно глина.
Тандыр сегодня
Мастер Гегам считает, что в его успехе нет какого-то секрета, просто он изготавливает каждый тандыр так, как если бы он делал его для себя. Глина обладает памятью, поэтому он вкладывает душу в каждый тандыр, чтобы тот хорошо служил своим хозяевам.
Гончар Гегам работает в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
Гончар уверяет, что одинаковых тандыров не существует, но даже если пройдет 20-30 лет, он все равно узнает тандыр, который делал он.
Спрос на тандыры мастера устраивает, его заказывают не только в Армении, но и в России, Европе и США. Гегам уточняет, что речь не идет о крупных заказах, но он доволен существующим положением вещей, когда и семью можно содержать и сохранять семейное ремесло.
Несколько лет назад в составе армянской делегации мастер отправился в Вашингтон, чтобы представить армянское ремесленное искусство на Смитсоновском фестивале. Он изготавливал тандыры прямо на месте, проводил мастер-классы. Говорит, интерес был большой, приезжали из разных уголков США, восхищались армянским тындырами, даже пытались вместе делать маленькие тандыры, но, все равно, за один раз не научишься.
Процесс изготовления тандыров имеет свои секреты, которые семья Гарибян держит в тайне. Мастер Гегам признается, что он даже рабочего не нанимает, чтобы не выдавать этот секрет. Грант, сын Гегама, тоже решил продолжить семейное дело, чем очень гордится отец. Теперь отец и сын "борются" с глиной сообща.
Гончар Гегам работает в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
Кстати, с глиной связан еще один большой секрет.
Глина – лекарство от тысячи болезней
Оказывается, глина бывает хорошей и плохой. "Всю свою жизнь, куда бы я не ходил, искал глину. То же самое сегодня. Как только подхожу к глине, мну ее водой, и уже понимаю ее качество. В прошлом году нашел место, где продают самую качественную глину, такую я еще нигде не видел", - восторженно рассказывает мастер.
О глине он говорит с особой любовью, подчеркивая, что древняя традиция лечения глиной актуальна и сегодня. Когда к нему обращаются с просьбой дать глину для лечения, мастер всегда отдает ее бесплатно – "главное, чтобы человек поправился".
Гончар Гегам работает в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Мой дед смешивал чистую глину с сахарной водой, делал маленькие шарики, клал их под солнцем, сушил и давал нам. Говорил: "Кушайте, это очень полезно, очищает сердце, легкие", мы ели, он тоже ел", - рассказывает мастер Гегам.
Кувшин, приготовленный дедом Гегама Назаром
© Sputnik / Aram Nersesyan
Наверное именно в глине секрет здоровья и долголетия деда Назара. Мужчина, переживший Геноцид, умер в возрасте 108 лет.
"Возможно, из-за глины я такой активный, чтоб черт не услышал, я здоров, мне 65 лет, работаю, наклонившись... Я точно знаю, что если не буду работать, заболею".
Мастер Гегам собирается передать свое ремесло и внукам. Он говорит, что решение за ними, захотят - будут заниматься, нет - заставлять никто не будет, но знать они должны, чтобы ремесло не забылось. История, начавшаяся в этой семье много веков назад, не должна прерываться...