Астхик Сукиасян, Sputnik Армения
В армянских семьях рождение единственного сына отмечают с большой помпой, но сегодня не тот случай. Семья, родственники и друзья погибшего во время 44-дневной войны Марухяна вынуждены отмечать его день рождения в Ераблуре.
Родственники Абрахама Марухяна отмечают день рождение в военном пантеоне Ераблур
© Photo : provided by Marukhyan's family
Съемочная группа Sputnik Армения находится дома у Абраама. Отец, работая всю жизнь, построил для сына трехэтажный особняк, чтобы тот жил лучше него, чтобы в этом году создал бы семью в этом доме, но, к сожалению, планы не осуществились.
Сегодня дом напоминает музей, в каждом углу которого лежат вещи Абраама, расставлены его фотографии - с яркой улыбкой на лице.
На третьем этаже - его небольшая комната, в изголовье кровати – холст с горой Арарат, покрытый триколором, в углу - книги, которые читал Або, и три стула, на которых аккуратно развешана его военная форма, а рядом сотовый телефон и кошелек.
"После смерти Абраама я впервые захожу сюда. Мы сохранили одежду, чтобы он мог вернуться и надеть ее, мы все еще ждем, что он когда-нибудь вернется", - говорит мать.
Родители дали единственному сыну хорошее образование. Он окончил вокальное отделение шолы им. Чайковского, затем отучился на дипломата, но решил, что должен поступить и в Военный институт имени Вазгена Саркисяна. Он был одним из первых учеников группы Вовы Вартанова "Искусство выживания".
После окончания военного института на 2 года пошел на контрактную службу в Матагисе. Срок действия контракта истек 5 сентября 2020 года.
Абрам по закону имел право не воевать, но он безумно любил свою родину, по словам родителей, он знал наизусть каждый метр и Армении, и Арцаха, а самое главное -хорошо знал турка и его намерения.
Абрам по закону имел право не воевать, но он безумно любил свою родину, по словам родителей, он знал наизусть каждый метр и Армении, и Арцаха, а самое главное -хорошо знал турка и его намерения.
Уголок памяти Абрахама Марухяна
© Sputnik / Aram Nersesyan
"После 4 лет отсутствия он пробыл дома всего 3 недели, и то весь день проводил с друзьями. На рассвете 27 сентября он, задыхаясь, вбежал и сказал: "Пап, мам, началась война", - рассказывает его отец Тигран и в комнате воцаряется долгое молчание.
Госпожа Мариам, сдерживая слезы, вспоминает, что Абраам предчувствовал, что может не вернуться.
"Он сказал: "Мам, это война, неизвестно, что будет, враг долго готовился, проводил военные учения, если я не вернусь, ты только не плачь, значит это моя судьба". Собрал вещи и побежал, даже шнурки повязал на улице, едва попрощавшись с нами, обнял и ушел. Не успели даже насладиться им и его присутствием", - говорит мать.
Во время войны родители разговаривали с сыном несколько раз. Он всегда держал телефон выключенным исходя из правил безопасности.
Последний разговор с семьей был 2 октября. С 5:27 утра 3 октября с его телефона перестали получать сигналы. Родным сказали, что это плохой знак, но родители парня не теряли надежды 7 месяцев.
"Мы надеялись, что поврежден телефон, но с ним все в порядке, искали среди пленных, в лесах, ждали, искали сходства, но мой сын погиб именно 3 октября. Позже мне рассказали об этом командир и его боевые товарищи", - говорит отец.
После 7 месяцев поисков, 15 апреля, семье сообщили, что ДНК Тиграна и одного из погибших совпадают.
"Мы не хотели верить, но когда пошел, увидел, что это мой сын, он погиб от выстрела гранатомета, ног не было. Если бы у нас была хоть возможность попрощаться и поцеловать его в последний раз…", - говорит отец.
Тигран Марухян, отец погибшего Абрахама Марухяна
© Sputnik / Aram Nersesyan
Командир и друзья Абраама рассказывают, что он пал смертью храбрых, пытаясь защитить тыл отступающего войска.
"1 октября его отправляют в Джракан, а оттуда в Горадиз. Рассказывают, что наши позиции там были практически незащищенными, ребятам приходилось противостоять потоку турецких снарядов за земляной насыпью с автоматами в руках. Там был командный пункт, откуда наши отступили, оставив боеприпасы и важные документы, карты. Авраам, узнав об этом, попросил 3–4 парней прикрыть ему тыл, пока он не вернется с командного пункта. Он пошел, уничтожил эти карты и вернулся с боеприпасами, снова хотел пойти, командир его не отпустил", - говорит отец.
Боевые товарищи рассказывали, что в ночь на 2 октября противник произвел столько выстрелов снарядами, что никто не смог выйти, чтобы перейти к активным действиям или объединить войска.
Тигран Марухян на фоне портрета погибшего сына
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Армия получила приказ об отступлении, но мой сын не отступил. Взял свою команду, 6-7 человек, и попытался вновь добраться до командного пункта, потому что знали, что там есть боеприпасы, чтобы хоть так прикрыть тыл отступающим, но не успели. Один из снарядов упал на них, мой сын и его друзья погибли на месте", - говорит отец.
С 15 апреля и по сей день семья каждый день ходит в Ераблур, облегчает душу и возвращается домой.
Отец Абрама уверен, что если у нас будет такое поколение, как его сын, и многие будут думать о родине, нам нечего будет бояться.
Абрааам Марухян был удостоен медалей "За храбрость", "За боевую службу", а также медалью Арцаха "Материнская благодарность".