Карине Арутюнян, Sputnik Армения.
Семья, прошедшая через множество испытаний, живет сегодня одной надеждой – дождаться солдата из роты Анании, который считается пропавшим без вести.
Фотография седеющего человека с подавленным взглядом, который держит в руках со вздутыми венами две коробочки с медалями, уже давно обошла все соцсети. Самвел Арамян - отец Анании Арамяна, одного из 73 солдат той самой роты, которая полегла в боях во время войны в Карабахе осенью 2020 года.
Отец погибшего военнослужащего Анании Арамяна Самвел у уголка памяти сыну
© Sputnik / Aram Nersesyan
Анания посмертно был награжден медалью "За мужество" и орденом "Боевого креста" I степени. Взгляд отца на фотографии, сделанной во время церемонии награждения с медалями сына в руках, говорит о многом, люди распространяют ее даже без комментариев: все и так ясно.
Уголок памяти Анании Арамяна
© Sputnik / Aram Nersesyan
Эти две медали сейчас находятся в доме Анании, в мемориальном уголке, созданном в его память. Есть и его личные вещи - часы, сумка, прикасаясь к которым родители Анании закрывают глаза, чтобы лучше почувствовать присутствие сына.
Самвел Арамян рассказывает, что когда началась война, до демобилизации сына оставалось всего четыре месяца. Отец на тот момент находился в России на заработках.
"Новости о войне узнавали из Сети. Мой Анан за это время позвонил мне только один раз: трудно было звонить в Россию. Я ему говорил, чтобы никому не звонил, долго не разговаривал, потому что боялся, что местонахождения моего сына могут вычислить по телефону. Во время того единственного звонка мы недолго с Ананом разговаривали, голос у него не был грустным, как всегда он говорил очень уверенно", - рассказывает отец Анании, добавляя, что сын сильно повзрослел за время службы, изменился.
Старший брат Анании, Айк, как только узнал о начале войны, отправился в Арцах, чтобы быть рядом со своим младшим братом. Отец смотрит в окно и говорит, что, наверное, это судьба, что они оказались в разных местах, и Айк выжил: он находился в трех километрах от брата.
Родители погибшего военнослужащего Анании Арамяна у уголка памяти сыну
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мать Айка и Анании, Айкануш, рассказывала мужу новости о сыновьях: как они, где они. А голос Анании, звонившего с передовой, никогда не звучал тревожно, даже в последний день, 11 октября, когда его вместе с 72 солдатами отправили в Гадрут как самую боевую роту. После 11 октября жизнь Арамянов превратилась в ад. 2 месяца они жили надеждой, что ребята живы, потому что во время акций протеста им сказали, что возможно парни укрылись в бункерах. Однако в декабре останки солдат этой роты стали вывозить из Гадрутского района. Этот процесс продолжается по сей день.
"Я не понимаю одного: как могли отправить наших парней в место, которое уже было в руках турок? В этот день по приказу из Мартуни в Гадрут было отправлено 73 солдата, целая рота. Последнюю из трех машин атаковали, машина начала гореть. После этого наши мальчики, находящиеся в других машинах, оказались в окружении, начали сражаться, но все погибли", - говорит отец Анании и от злости крепко сжимает руку в кулак.
Сына похоронили в январе этого года. Именно в январе его должны были демобилизовать...
Отец говорит, что им казалось, что самыми невыносимыми были дни ожидания, когда старший сын, находившийся на войне, пытался разузнать что-то о брате, или они расспрашивали вернувшихся после войны солдат из Мартуни, надеясь получить хоть какую-то информацию. Однако труднее всего сейчас, когда семья не просто не может смириться с потерей сына, но и пытается всеми способами добиться справедливости в попытке выяснить, как 73 солдата были отправлены на оккупированную территорию. К тому же, до сих пор не найдены останки одного солдата этой роты, и он считается без вести пропавшим. Все родители погибших героев связывают с ним свои надежды, ожидая, что он окажется среди пленных.
Фотография Анании Арамяна с сослуживцами карабахской войны
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Морг уже стал нашим вторым домом. Каждый день мы ходим туда, чтобы забрать части тел наших парней, когда привозят останки. Но вся наша надежда сейчас на этого парня из Спитака из роты нашего Анана, о котором пока нет вестей. Иначе что может изменить вручение медалей в нашей жизни? Да, чувствуешь, что то, что сделал твой сын, не забыто, но даже если мне подарят весь мир, сына мне ничего не заменит", - говорит Самвел Арамян.
Фотография братьев Анании и Айка Арамянов с карабахской войны в уголке памяти Анании Арамяна
© Sputnik / Aram Nersesyan
За это время нашелся какой-то "армянин", который написал семье, что Анания в плену. Оказалось, смонтировали фотографии пленных парней из Хцаберда при помощи фотошопа, пытаясь выудить что-то у семьи. На какое-то время появилась надежда, но прежде, чем дело дошло до СНБ, знакомые специалисты заверили, что все это ложь, а фотография с изображением Анании - результат фотошопа.
Сегодня семья даже не хочет вспоминать об этом, потому что не ожидала, что наряду с врагом и "армяне" причинят им такие страдания. Отец Анании отмечает, что теперь они сделают все, чтобы справедливость восторжествовала, и уголовное дело, возбужденное по факту гибели их сыновей, было открыто, а виновные наказаны.
Он вздыхает и добавляет: "Пусть это будет последняя война, чтобы ни один родитель больше не прошел бы через те трудности, через которые проходим мы. Хотелось бы, чтоб хотя бы после всего этого и правительство, и народ опомнились".
Мать погибшего военнослужащего Анании Арамяна Айкуш у уголка памяти сыну
© Sputnik / Aram Nersesyan
Во время нашего разговора ему звонит отец одного из парней с роты Анании, они о чем-то договариваются. Самвел Арамян говорит, что семьи 73 погибших парней уже породнились, не могут друг без друга, потому что их связывает судьба их парней. Мы завершаем беседу: отцу Анании снова нужно ехать в морг вместе с остальными, останки одного из парней нужно отправить в Россию на повторную экспертизу.