Месседж Еревану, или Почему Индия и Иран хотят втянуть Армению в коридор "Север-Юг"

"Север-Юг" – один из самых масштабных проектов в истории независимой Армении. На фоне происходящих в мире процессов, в его реализации заинтересованы все больше стран.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Армения может стать ключевым и транзитным узлом региона, если включится в международный транспортный коридор "Север-Юг". За подключение Еревана к проекту активно выступают Индия и Иран.
Еще в марте 2021 года посол Индии в Иране заявил, что страна собирается включить Армению в создаваемый через иранский порт Чабахар транспортный коридор "Север-Юг". Очередное заявление по теме было сделано уже в августе текущего года в посольстве Индии в Армении уже армянской стороной. В частности и.о. главы МИД Армен Григорян заявил, что Ереван внимательно следит за активной вовлеченностью Индии в проект международного транспортного коридора "Север-Юг" и заинтересованностью Индии в развитии порта Чабахар, и готов участвовать в работах по реализации этой программы.
Иран планирует скоро достроить последний участок транспортного коридора "Север-Юг" - посол
Последние заявления индийской стороны, сделанные как в Иране, так и Армении, не случайны. Как в Тегеране, так и в Нью-Дели понимают, что Армения – единственная страна на Южном Кавказе, с которой у них совпадают интересы и есть много общего.
Запуск транспортного коридора через Ереван позволит Ирану диверсифицировать поставки грузов в Россию и Европу. В настоящее время львиную долю товарооборота с Россией страна осуществляет через Азербайджан, а на Европу выходит по территории Турции. Индия же сможет закрепить свои позиции в проекте транспортного коридора, и через Армению получить короткий путь к портам Черноморского побережья и рынку ЕАЭС.

Что такое МТК "Север-Юг"

По официальным данным МТК "Север-Юг" - транспортный коридор, протяженностью в 7,2 тысячи километров. Он должен обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Главное преимущество - сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
Коридором предусмотрены три маршрута, и ни в одном из них не упоминается Армения. В частности, по проекту, должен действовать транскаспийский путь, который проходит по территории Ирана и через Каспийское море к портам России (Астрахань, Оля, Махачкала). Второй путь – восточный, берет начало в Иране и продолжается по КПП "Теджен – Серахс" в Туркмению, а оттуда уже в Узбекистан и Казахстан. Третий путь - это Иран–Азербайджан–Россия через транзитный путь Астара—Решт—Казвин.
Вывести отношения Еревана и Дели на новый уровень - Армен Григорян>>
Международники уже прогнозируют, что маршруты могут быть если не полностью изменены, то уж точно скорректированы. Особенно это актуализировалось на фоне войны в Карабахе и нынешних событий в Афганистане.
В этих коридорах особую роль играет иранский порт Чабахар. Порт долгие годы оставался островком Ирана, который не был под санкциями США. Дело в том, что Вашингтон в том числе и через этот порт снабжал Афганистан. В настоящее время в развитии порта заинтересована и Индия. Он позволит ей помешать пакистанскому маршруту, который проходит через порт Гвадар и соединяет Афганистан и Центральную Азию с Индийским океаном. Развитие Чабахара позволит Индии ослабить влияние Исламабада в этой зоне.

А при чем тут Армения?

Последствия Карабахской войны, события в Афганистане - вопрос не чисто армянский или афганский, считают специалисты. Последние заявления указывают на то, что в Нью-Дели и Тегеране есть понимание, что их интересы совпадают с интересами Армении, и наоборот. И дело даже не в том, что Ереван – заклятый враг Исламабада, а Баку - ненадежный партнер для Тегерана. Индию не могут не беспокоить союзнические отношения между Пакистаном и Азербайджаном, а Иран – зависимость от маршрутов Баку и Анкары.
Кандидат политических наук, китаевед Мгер Саакян призвал не недооценивать одну из важнейших ролей Баку в МТК "Север-Юг". В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что пока Армения не построит свой участок автомобильной трассы "Север-Юг", разговоры о присоединении Еревана к международному транспортному коридору — пустое.
"Индия в последнее время часто направляет такие месседжи Армении, и пока наш "Север-Юг" не построен, говорить о чем – либо не имеет смысла. Мы может просто анализировать и делать прогнозы", - сказал он.
Саакян считает, что Армения только в этом случае сможет стать транспортным хабом в регионе, снизить стоимость собственных грузоперевозок как от порта Чабахар, так и иных мест Ирана, а также развить туризм и экономику.
Как минимум качественной дорогой воспользуются соседние Иран и Грузия для поставок своих товаров в эти страны, а также Индия для перевозки грузов к портам Черноморского побережья и далее в Россию и Европу. Так, по сути, Армения присоединится к МТК "Север-Юг" уже не на словах и желаниях, а на деле.
С другой стороны, дорога позволит быстрее доезжать из Сюника в Лори или же Ширак, что в свою очередь подстегнет развитие внутреннего туризма и положительно повлияет на экономику страны.
"Дорога имеет стратегическое значение, позволит Армении играть свою роль на международной арене", - сказал он.
Специалист подчеркнул, что Иран при этом получит возможность диверсифицировать поставки в Россию через Армению. Он отметил, что в случае с Индией, Армения для нее дружественная страна, которая имеет хорошие отношения с Ираном, и с которой у нее совпадают интересы. По этой причине Индия стремится всячески привлечь к МТК Армению.
В свою очередь директор  компании грузоперевозок "Апавен" Гагик Агаджанян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения также указал на психологический фактор месседжа Индии.
"Здесь действует логика "враг моего врага – мой друг". Мы знаем, кем приходится Пакистан Индии и Азербайджану. Немаловажное значение имеет и географическое положение, Армения граничит с лояльной Индии страной – Ираном", - сказал Агаджанян.
По его словам, все это в совокупности и создает ту ситуацию, которая толкает стороны искать пути на север среди лояльных и дружественных себе стран.

Как будет проходить маршрут, и что с армянским "Север – Юг"

В случае присоединения Армении к МТК "Север-Юг", грузы из Индии будут добираться в порт Чабахар, оттуда по территории Ирана в Армению (либо автомобильным путем, либо по ж/д), далее в Грузию и уже на контейнерах в российский порт Новороссийск или же греческие порты.
Уже в этом году в рамках проекта "Север-Юг" будет построена дорога до Гюмри – замминистра
"Север-Юг" – это один из самых масштабных проектов в истории независимой Армении. Дорога сократит расстояние от иранской до грузинской границы с 550 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана. Проект состоит из пяти траншей. Работы полностью завершены по Траншу-1: отстроена 31-километровая дорога Ереван-Аштарак, Ереван-Арташат, и в 2016 году они сданы в эксплуатацию. В настоящее время проводится оценка объема незавершенных работ в Транше-2 (42-километровый участок дороги Аштарак-Талин). В конце 2021 года будет объявлен международный тендер на подрядчика.
Проводятся строительные работы в Транше-3 (Талин - Ланджик - 18,7 км, Ланджик-Гюмри - 27,5 км, общая протяженность дорог составляет порядка 46,2 км). Кроме того, проектировочные работы ведутся на участке Каджаран-Агарак в рамках Транша-4, который состоит из трех подучастков.
Завершение строительства Транша-3 запланировано на конец 2022 - начало 2023 года.