ЕРЕВАН, 23 авг — Sputnik. Правительство Армении планирует внедрить обязательное медицинское страхование с 2023 года. Министерство здравоохранения уже разработало соответствующую концепцию, однако она должна быть обсуждена с профессиональным сообществом, ответственными ведомствами и бенефициарами программы.
Замглавы Минздрава Лена Нанушян рассказала корреспонденту Sputnik Армения, что концепция разрабатывалась до пандемии, затем работа над проектом приостановилась, сейчас же она находится на стадии завершения, и в начале осени проект будет представлен в правительство. Нанушян отметила, что ведомство готово обсуждать все положения и вносить поправки, однако выступает за обязательное страхование, а вот поэтапно или полностью переходить на систему страхования - будет решено в ходе дискуссий. Оба формата имеют своих сторонников и противников, и Минздрав периодически обсуждает с ними возникающие вопросы. Если будет принят вариант поэтапного перехода на страховую систему, необходимо учесть формы оказания медуслуг для уязвимых групп населения, считают в минздраве.
"Наша цель, чтобы медуслуги были доступны для населения страны, и люди не были бы вынуждены продавать дома и имущество, чтобы получить необходимое им лечение", - отметила замминистра.
Нанушян добавила, что в страховой пакет будут включены все те услуги, которые сейчас доступны по системе госзаказа. А также те услуги, которыми чаще всего пользуются граждане страны. Она заверила, что Минздрав попытался сформировать такой пакет, который мог бы обеспечить доступность лечения максимального количества заболеваний. По ее словам, сделано все, чтобы пакет обязательного страхования был намного лучше пакетов добровольного страхования. Все те медуслуги, которые не войдут в пакет обязательного страхования, могут быть включены в пакет добровольного. Вместе с тем, замминистра отметила, чем объемнее пакет, тем выше его цена. Во сколько обойдется страховочный пакет, пока не сообщается, поскольку расчеты еще не завершены, но также обсуждается вариант, при котором предусматривается участие в выплатах непосредственно работодателей. По ее словам, работодатели должны быть заинтересованы в сохранении здоровья сотрудников.
"Мы также предлагаем создать госфонд и считаем, что государство должно распоряжаться процессом закупки медицинских услуг для граждан страны", - отметила она.
Замминистра добавила, что граждане смогут сами решать, в каких медцентрах будут получать соответствующие услуги, также как это делается в случае с госзаказом. По ее словам, пандемия показала, что система, когда пациенты довольны, а медуслуги качественные, вполне действенна, но есть намерение продолжить реформы в сфере здравоохранения и обеспечить обратную связь пациентов и контроля качества услуг.
Экс-начальник управления политики медицинской помощи Минздрава, эксперт по вопросам общественного здоровья Давид Мелик-Нубарян является сторонником внедрения системы обязательного медицинского страхования, поскольку считает, что это поможет гражданам страны получить необходимые медицинские услуги вне зависимости от финансовых возможностей. Он добавил, что Минздрав делает большие затраты на предоставление медуслуг по госзаказу для необеспеченных, но у них возникают определенные проблемы. Кроме этого, система позволяет повысить качество медуслуг, сократить коррупционные риски во время распределения средств по госзаказу.
"Самое важное – это какой объем услуг будет доступен гражданам, кто будет платить, за кого будет платить правительство, будет ли участвовать работодатель в оплате и т.д.", - подчеркнул он, отметив, важность привлечения работодателей к процессу выплат.
Мелик-Нубарян является сторонником поэтапного внедрения системы страхования, поскольку полное внедрение может поставить под вопрос ее эффективность. По его убеждению, необходимо определить приоритетные группы и постепенно увеличивать количество вовлеченных в систему граждан. Он считает, что так система здравоохранения сможет адаптироваться, а постепенно возникающие проблемы будут легко решаться. Эксперт считает, что в течение 10 лет удастся внедрить хорошую систему.
"За два года возможны лишь косметические изменения действующей системы, но проблемы останутся. Однако если через два года правительству удастся принять закон об обязательном медицинском страховании, то это уже успех", - считает он.
Для него также принципиален вопрос механизма расходования средств граждан и приобретения услуг. Эксперт считает, что необходимо оценить эффективность работы Минздрава в вопросе предоставления средств на госзаказ и нельзя допустить, чтобы все эти проблемы были включены и в систему здравоохранения. В этом контексте, эксперт считает, что необходимо более целесообразно тратить государственные средства и возможно, будет лучше предоставить страхование частным компаниям.
"Если переименуют госзаказ на страховку и поставят налог в 3-6%, то не имеет смысла ее внедрять. Должна быть проведена реформа, чтобы стоимость услуги соответствовала ее качеству.
Отметим, что в 2019 году был опубликован проект внедрения системы всеобщего медстрахования в Армении, предусматривающий ежемесячное удержание с зарплаты работающих граждан в размере 4-6%. Проект Минздрава вызвал неоднозначную реакцию, поскольку многие трудоустроенные граждане сочли нецелесообразным платить за тех, кто не работает.
Минздрав планировал включить в проект обязательного медицинского страхования услуги терапевта, педиатра, семейного врача, онколога. Также в перечень услуг должны были войти лабораторные анализы, операции на сердце и химиотерапия.