Грузия начинает строить тоннель к Ларсу: что изменится в жизни армянских перевозчиков

Проект по строительству альтернативного пути к Верхнему Ларсу, в обход лавиноопасного участка Гудаури-Коби, может быть реализован в течение пяти лет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 26 авг — Sputnik, Лаура Саркисян. Грузия с сентября начнет работы по строительству 9-километрового тоннеля под Крестовым перевалом, который позволит не только ускорить путь к КПП "Верхний Ларс", но и сделать его безопаснее.
Пашинян едет в Грузию: что армянский премьер предложит Тбилиси, а что останется за кадром
Специалисты отмечают, что проект нужен не только самому Тбилиси, от его реализации выиграет и Ереван.
Тоннель - часть масштабного и беспрецедентного проекта, который власти страны изначально должны были реализовать в 2022 году. Речь идет о Квешети-Коби – объездной дороге самого сложного и опасного участка Коби-Гудаури автомобильной трассы Мцхета-Степанцминда-Ларс. В рамках проекта будет построена дорога протяженностью 22,7 километра, а также 6 мостов и 5 тоннелей, в том числе девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом. По оценке специалистов, он уже считается одним из самых сложных инженерных сооружений в Европе.
Генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия уверен, что проект позволит устранить проблемы, связанные с дорогой к КПП "Верхний Ларс", и обеспечить бесперебойное транспортное сообщение.
По его словам, бурильная машина уже успешно прошла тестирование и готова к эксплуатации.
"В настоящее время известно, что строительство тоннеля начнется. По большому счету, когда именно - значения не имеет, так как к зиме, то есть самому сложному сезону, он не будет готов точно", — сказал Ципурия в беседе со Sputnik Армения.
На строительство 9 километров тоннеля в длину и 15 метров в ширину нужно время. После того, как пророют тоннель, начнутся работы по асфальтированию, установлению вентиляции и другой дорожной инфраструктуры. Он подчеркнул, что строительные работы не помешают основному потоку транспортных средств, направляющихся из России в Грузию и наоборот. Дорога и сам тоннель строятся в объезд сложнейшего участка, который обычно закрывается из-за опасности схода лавин.
Ципурия напомнил, что изначально военно-грузинская дорога не была предусмотрена для транзита и перевозки грузов. Она ежегодно закрывалась с 15 ноября по 15 апреля.
Реализация этого проекта укоротит путь на 12 километров, что позволит добираться до Ларса практически вдвое быстрее. 
Ципурия подчеркнул, что новая дорога важна в первую очередь для Грузии, но сильно выиграет и Армения, для которой на данном этапе это единственный путь в Россию.
Месседж Еревану, или Почему Индия и Иран хотят втянуть Армению в коридор "Север-Юг">>
Он напомнил, что ежегодно только из Армении через КПП "Верхний Ларс" и обратно перевозчики выполняют как минимум 10 тысяч рейсов. Специалист считает, что на реализацию проекта уйдет в целом около 5 лет. Однако отдельные его участки могут быть сданы в эксплуатацию и раньше.
Отметим, на данном этапе есть восемь альтернативных Ларсу путей, однако все они закрыты по политическим причинам.
Самый выгодный из них - путь Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее дороги, ведущей к Ларсу на 80 километров, но осетинский маршрут предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа.