Как успокоить плачущего малыша, что делать, когда он не хочет есть или спать, или как вести себя если ребенок заболел или капризничает.
Ежедневно перед молодыми родителями встают все новые вопросы, с некоторыми из которых нам поможет разобраться возрастной и детский психолог Татевик Абраамян.
Что делать, когда ребенок капризничает?
Если ребенок капризничает, это значит, что взрослые, в той или иной степени довели его до того, что он стал так себя вести.
Как работает у детей ответная реакция? Если ребенок плачет, топает ножкой и после этого получает от родителя желаемое, то у него формируется прямая связь: я заплакал, топнул, сделал что-то, взамен чего получил то, что хотел.
Его поведение после этого будет целиком направлено на то, что можно сделать маленький эпизод и получить то, что хочется.
Маленькие дети еще не могут анализировать свое поведение, не понимают, что манипулируют взрослыми или делают что-то неправильное: они просто видят, что связь "стимул-реакция" работает.
Поэтому родители должны четко понимать, что в основном детские капризы зависят от того, как мы реагируем на различные состояния ребенка.
Он может устроить истерику, кричать, но мы, взрослые, должны задать себе вопрос: хотим, чтобы он получил желаемое, или подождать, чтобы это состояние у него прошло.
Это тот трудный момент, где родители, особенно молодые и неопытные, чаще всего дают слабину. Обычно, каприз больше 15 минут не длится (если речь, конечно, же не идет о проблемах эмоциональной сферы), после чего ребенок успокаивается и уже можно с ним поговорить и обсудить в каком случае он получит то, что хочет.
Важно и нужно также обсуждать произошедшее. Мне часто родители говорят, как можно с ребенком обсуждать его поведение - он ведь маленький. Это одна из больших ошибок.
Нужно говорить с ребенком любого возраста, обсуждать, ставить свои условия, чтобы не доводить ситуацию до каприза или истерики.
Например, я сделаю для тебя что-то, если ты сделаешь так, или ты получишь что-то, если будет так и никак иначе. Нужно прийти с ребенком к определенным договоренностям, и повторяю, это возможно с ребенком любого возраста.
Главное твердо стоять на своих позициях: если хоть раз родитель пойдет на поводу ребенка, позволит ему сделать так, как он хочет, во второй раз уже будет очень трудно сделать так, чтобы ребенок слушался.
Можно и нельзя - ребенок между двух "огней"
Что такое хорошо, и что такое плохо, по словам психолога, всегда должно быть аргументировано взрослыми. Нельзя просто сказать ребенку, что нельзя лезть в электророзетку, потому что тебя ударит током. Малыш просто не понимает, что за этим кроется, какие последствия.
Нужно уделить этому вопросу много времени, даже показать видеоролики, детские книжки, где об этом говорится. И родители должны помнить: их "нельзя" для ребенка всегда должно оставаться "нельзя", а потом должно следовать объяснение почему.
Если нет объяснения, почему что-то делать нельзя, если ребенку не стало понятно, он будет продолжать это делать.
Понятно, что в случае самых маленьких розетку просто закрывают специальными затычками, ну а детям постарше уже нужно аргументированно объяснить. Да и любой вопрос ребенка требует объяснения со стороны взрослых.
Дети, в особенности дошкольного и младшего школьного возраста постоянно нуждаются в том, чтобы им объяснили что можно, а что нельзя, и почему. На это нужно потратить немало времени. Просто ограничиться "нет" и идти дальше без объяснений нельзя: ваш запрет не сработает.
Что делать, если ребенок плохо ест?
Если речь не идет о плохо кушающем ребенке, у которого это связано с проблемами со здоровьем, во всех остальных случаях мы имеем дело с плохим режимом, к которому его приучили.
Что чаще делают родители, тем более когда речь идет о первенце?
Не поел, или плохо поел ребёнок - сбоку дают что-то другое, насыщающее, и чаще всего, более приятное для вкуса ребёнка: печенье, фрукты, мороженое, шоколадку.
Естественно, ребенок наедается. Он не поел суп, но знает, что если он этого не сделал, следом получит что-то другое, причем более вкусное.
И будет каждый раз капризничать во время еды, чтобы получить желаемое.
Я постоянно говорю молодым родителям, что если даже ребенок в течение дня пропустит два раза прием пищи, в этом ничего ужасного нет.
Время завтрака, обеда, ужина должно быть четким: в одно и тоже время. Если малыша посадили обедать и он решает не есть, пусть остается голодным. И главное, чтобы в промежутках между едой он ничего не получал взамен, никаких перекусов.
Ребенок должен четко знать, что есть время завтрака, полдника, обеда и ужина. Конфеты, вкусняшки, фрукты должны следовать после основного приема пищи. Это главное условие: ты получишь конфету, если съешь суп или в тарелке останется столько-то и т.д. (столько, сколько родитель считает нужным, чтобы съел ребенок).
А потом, в качестве поощрения, можно дать что-то приятное ребенку.
Нужно сохранять терпение, что родителям часто не удается. Не поел суп, родитель начинает переживать, думает, ничего, пусть съест булку или банан, хоть голодным не останется. Так делать нельзя ни в коем случае. Потом заставить ребенка съесть "законный" обед не получится: начнутся слезы, капризы.
Я вела с педиатром детскую группу, где все родители жаловались, что их дети плохо едят. Врач поинтересовался сколько весят их дети и выяснилось, что у всех детей вес даже выше нормы для их возраста. Дети очень даже хорошо ели. Другой вопрос - что?
Так что мой совет - проявить родителям выдержку, и пусть лучше ребёнок не поест, пропустит два раза прием пищи. От голода он не умрет, ничего с ним не будет. Зато приучится есть по режиму и проблема "некушающего" ребенка отпадет.
Баю-баюшки, баю, не хочу спать на краю...
Когда ребенок не хочет спать, виноваты родители, которые не имеют понятия о гигиене сна. Если ребенок капризничает перед сном или очень раздражен, значит до этого он был очень активным: папа поздно пришел с работы, они хорошо "повоевали" подушками, сыграли в гипер-активную игру или побегали по квартире.
Все! Ребенок после этого долго не сможет заснуть, его организм активизирован минимум на час. Поэтому хотя бы за час до сна у детей должно быть очень пассивное состояние: вся его деятельность должна быть подготовкой ко сну.
Любая игровая деятельность должна быть пассивной: спокойная, размеренная, или можно что-то вместе сделать или прочесть сказку ребенку. Отходить ко сну ребенок всегда должен в одно и то же время. Нельзя менять график, даже если вы в гостях: значит нужно уйти домой пораньше и уложить ребенка спать.
Молодые родители должны формировать режим ребенка и четко его придерживаться: есть, спать, гулять, играть - в определенное время. Организм живет ритмами и тут скорее вопрос не к психологу, а к родителям, которые должны придерживаться четкой конкретики в данных вопросах.
Организм малыша быстро приспосабливается к изменениям и если хотя бы две недели мы укладываем ребенка спать в одно и тоже время, то по их прошествии он уже сам начинает уставать к этому времени, его тянет ко сну.
Нужно перед сном исключить активность, телефон, компьютер, желательно и телевизор.
Сегодня большинство родителей говорит, что ребенок засыпает, если у него в руках телефон. Это абсолютно неприемлемая вещь для общего здоровья, ритма ребенка, и лучше засыпать под чтение сказки, игровую деятельность.
Следует обязательно разработать ритуал. Ну, например, все вместе: папа, мама и ребенок надевают пижамы, умываются, читают сказку или играют в семейную игру и потом укладывают ребенка. И хорошо, чтобы в комнате, где он спит, не было телефона и телевизора, чтобы его внимание не концентрировалось на них.
Как не впасть в панику и что делать, если ребенок заболел
Страшный "сон" новоиспеченных родителей - болезнь ребенка, особенно, когда это случается впервые. Паника, страх, дурные мысли - все это проносится в голове молодых пап и мам.
Для них это опасность, хоть и немного естественная, поскольку любая неприятность, случившаяся с нами в первый или второй раз с дорогими для нас людьми, всегда нас напрягает.
И не так, что это нужно и можно купировать: это естественно. Все родители, в такой ситуации напрягаются, даже если ребенок очень взрослый. Это естественная обеспокоенность по отношению к родному человеку.
Просто во время болезни ребенка родителей больше направляет их эмоциональность и они не могут собой управлять. Желательно постфактум подумать, проанализировать ситуацию, понять, что нам дала эта паника? К чему привела? Помогли ли мы ребенку, смогли оказать необходимую помощь?
Я работала с родителями, с которыми мы обсуждали эту тему и договорились, что у них будет "перечень шагов", которые они должны делать.
Например, если у ребенка поднялась высокая температура: вызвать скорую помощь или связаться с педиатром (в зависимости от тяжести состояния), оказать первую помощь до приезда медиков.
Для очень маленьких детей важно, чтобы они чувствовали себя защищенными, чтобы во время болезни папа и мама были рядом, пока не подоспеет неотложная помощь. Для мам и пап тоже успокаивающий момент, если они обнимут ребенка и посидят с ним.
Может ведь и не быть причин для большой паники... И вместо того, чтобы бесцельно метаться взад и вперед, нужно подумать о том, что ребенок в данный момент нуждается в нас, и лучше побыть с ним, чем находиться в какой-то активности. Тем более, если уже вызвали или ждем врача, или проконсультировались и уже знаем, что за дальнейшие шаги должны предпринять.
Есть еще один важный момент: обычно, когда ребенок болеет, у многих родителей появляются "сверхъестественные" способности: они начинают делать правильные вещи, а потом уже впадают в панику или дают волю эмоциям. Такой фактор тоже имеет место.
Чем занять малыша, если маме недосуг?
У мамы неотложные дела по дому, а ребенок постоянно требует внимания. Как разорваться и все успеть?
Как отмечает психолог, ребенок дома наедине с мамой или с обоими родителями, сам себя занимать не будет. Ему нужно внимание, много внимания, в том числе со стороны мамы.
Чтобы успеть сделать свои дела (быт как никак и прочая работа) самое эффективное - вовлечь в свою деятельность ребёнка, делать работу вместе. Вы режете помидор, другой даете ребенку (понятно, что тупым, пластиковым ножом или игрушечным). Разговариваете с ним, варите обед, беседуете в процессе не с подругой по телефону, а что-то обсуждаете с малышом.
Делаете какую-то другую работу - придумайте ему что-то похожее в игровом плане. Можно посадить рисовать, и через минуту он уже придет к вам и покажет результат. Попросите еще дорисовать домик или что-то еще: скажите: "Ты сделай свою работу, а я доделаю свою". Свою небольшую часть внимания - ваше внимание к его игре, ребенок будет от нас требовать всегда. Мы не можем дать ему карандаш, бумагу и сказать, чтобы он час нас не беспокоил.
Однозначно каждые 10 минут он будет подходить к родителям и требовать полноценного внимания.
Лучше ему уделить минуту, направить его внимание, чем с грехом пополам, каждую секунду оборачиваться, говорить, что он мешает, или делать замечания. Это приведет к более отрицательным последствиям.
Лучше ребенка вовлечь в свою деятельность или дать ему временное задание и быть к нему внимательным.