Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Имя Ивана Агаянца – одного из основателей советской разведки, генерал-майора КГБ – появилось в открытой печати благодаря Герою Советского Союза, легендарному разведчику Геворгу Вартаняну.
К слову, Агаянц стал первым наставником Вартаняна еще во время Второй мировой войны.
Из воспоминаний самого Геворка Андреевича: "4 февраля 1940 года я впервые вышел на встречу с советским резидентом Иваном Ивановичем Агаянцем. Был он человеком строгим и в то же время добрым, теплым. Это именно Агаянц в 1943 году руководил, подчеркиваю, руководил с государственных высот, координировал серьезнейшую операцию по предотвращению покушения фашистского диверсанта № 1 Скорпени на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Агаянцу, которому исполнилось всего 32 года, подчинялись 120 оперативных советских сотрудников. Все они были разбиты на периферийные резидентуры, число которых в разные годы войны достигало 41"…
"Разведчик от бога" родился 28 августа 1911 года в Елизаветполе (ныне – Гандзак, Гянджа) в семье армянского священника.
В 19 лет он переехал в Москву, где начал работать в ОГПУ при СНК СССР в должности старшего делопроизводителя в Управлении по борьбе с экономическими диверсиями.
Благодаря недюжинным способностям и добросовестному отношению к работе, а также знанию нескольких иностранных языков (французский, испанский, персидский, турецкий, английский, итальянский) молодой человек быстро продвигался по службе: в 1936 году его зачислили в органы внешней разведки, а спустя год направили на оперативную работу в парижскую резидентуру.
С началом Великой Отечественной войны Агаянц под псевдонимом Иван Авалов был направлен в Иран в ранге советника посольства Советского Союза в Тегеране. Там он руководил мероприятиями по выявлению и ликвидации нацистской агентурной сети в стране, а также курировал резидентскую деятельность в Иране, в частности группу "Легкая кавалерия" Геворка Вартаняна.
22 июня 1941 года и Тегеран
Именно Иван Агаянц за 72 часа до вторжения фашистской Германии в Советский Союз узнал точный день, и даже время нападения противника.
Одна из самых блестящих операций непревзойденного разведчика – срыв покушения на лидеров "большой тройки" в Тегеране: Агаянцу с помощью группы Геворка Вартаняна удалось раскрыть немецкий заговор под кодовым названием "Длинный прыжок", целью которого была ликвидация Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта на Тегеранской конференции в 1943 году.
Личный посланник Сталина
Несмотря на всю важность срыва "Длинного прыжка", в карьере Агаянца он оказался не более значительным, чем задача выяснить, с кем из нескольких лидеров Франции, не смирившихся с немецкой оккупацией, СССР может строить доверительные отношения.
Итак, 1 августа 1943 года по личному заданию Сталина Агаянц вылетел в Алжир для установления контакта с французским генералом Шарлем де Голлем. Задание было выполнено, и вскоре в Москве состоялась встреча де Голля со Сталиным.
Из документального фильма "Иван Агаянц. Путь в историю": "10 декабря 1944 года, в Кремле уже несколько часов шли переговоры, которые в нарушение регламента затягивались. Главными участниками переговоров были Сталин и малоизвестный тогда генерал Шарль де Голль – создатель Французского комитета национального освобождения. Сталин и де Голль подписали договор, который определил на много лет послевоенные отношения между странами. Благодаря этому документу Франция возвращала себе статус великой державы, а главное – получала шанс оказаться в одном блоке с государствами-победителями. Кто знает, какое место занимала бы Франция в современном политическом раскладе сил, если бы не усилия разведки – советской разведки. Сегодня можно назвать имя человека, который внес реальный вклад в послевоенную судьбу Франции – советский разведчик Иван Иванович Агаянц".
Агаянц, которого не знают
О заслугах непревзойденного советского разведчика написано немало. Но немногие знают, что человек столь строгой дисциплины был очень чутким в общении с близкими и, в особенности, с детьми.
Трудно было предположить, чтобы такой серьезный человек как Агаянц носил в карманах конфеты. Его дочь – Арпеник Агаянц-Быкова в одном интервью вспоминает, что отец очень редко приезжал с работы пораньше, но когда он входил в калитку двора, к нему со всех сторон бежали дети.
"Все знали дядю Ваню. Он доставал из своих карманов несметное количество сладостей и раздавал так, чтобы всем хватило", - рассказывала она.
Из его знакомых мало кто знал, что он перенес тяжелейшую операцию, жил без одного легкого. Но это не мешало ему быть внимательным к здоровью своих сотрудников. Если требовалась помощь – он безотказно устраивал их в больницу, помогал семьям, заботился о детях.
Ветеран внешней разведки, полковник Виталий Коротков, проработавший под руководством Ивана Агаянца, рассказывает, что легендарный разведчик был "удивительно тактичным человеком, который никогда не повышал голоса".
"Иван Иванович приучал людей думать шире, не замыкаться только на каких-то оперативных проблемах. Он старался отслеживать рост каждого работника. Приглашал к себе на беседу… Была у него своя манера поведения. Он никогда не повышал голоса. Никогда. Тихо, спокойно высказывал свои мысли, свои соображения. И подчиненного слушал внимательно. Обсуждал все высказанное, пытался в мягкой форме обратить его внимание на недоработки или моменты, которые тот не учел. Агаянц был удивительно тактичным человеком. Даже давая суровую оценку, он умел одновременно указать верный путь к решению… Такая повседневная манера общения с оперативным составом приводила к тому, что его не просто уважали, а по-настоящему любили. Он был примером того, как надо работать, как вести себя в коллективе с подчиненными. Семья у него была на редкость дружная. Вместе с женой Еленой Ильиничной он вырастил сыновей Николая и Александра. Николай стал журналистом, Александр — дипломатом. А дочка Арпеник посвятила себя семейным делам".
Признание пришло к Ивану Агаянцу еще при жизни: он получил редкое в разведке генеральское звание, был награжден высшими орденами. Но, к сожалению, он прожил недолгую жизнь. Скоротечный рак забрал Агаянца 12 мая 1968 года – он не дожил до 57 лет. Похоронен Иван Иванович на Новодевичьем кладбище, рядом с женой.
В заключение...
Иван Агаянц был не только талантливым разведчиком. Он – настоящий эрудит, любил живопись, прекрасно разбирался в литературе. Благодаря Ивану Ивановичу удалось вернуть на родину около полусотни полотен Петра Кончаловского, а также ценнейший архив композитора Сергея Рахманинова.