Замазанные фрески в русской православной церкви Святого Архангела Михаила в Гюмри и "всевидящее око" под куполом в прямом смысле этого слова вызвали бурную реакцию в армянской прессе и соцсетях. Прозвучали обвинения, без попытки вникнуть в суть проблемы. Почему на самом деле фрески замазали – в нашем материале.
Шум вокруг закрашенных белой краской фресок в церкви Святого Архангела Михаила (в Гюмри ее называют Плплан Жам - Сверкающая Часовня), которые расписал армянский художник, не утихает. Одни считают это святотатством, другие смотрят на проблему с точки зрения туризма. А тем временем некоторые СМИ пытаются перевести проблему в межнациональную плоскость. В этой связи приводятся слова предстоятеля Ширакской епархии Армянской Апостольской церкви, который заявил одному из изданий, что "русский священник решил закрасить фрески, потому что они были сделаны еретиком".
Sputnik Армения попытался разобраться в сути проблемы, побеседовав с двумя сторонами - настоятелем Патриаршего подворья в Гюмри (включающего 4 храма, в том числе и церковь Святого Архангела Михаила), протоиереем Артемием Эмке и предстоятелем Ширакской епархии ААЦ архиепископом Микаэлом Аджапаяном.
Настоятель Ширакской епархии ААЦ Микаэл Аджапаян на встрече с президентом Армении (4 марта 2019). Еревaн
Протоиерей Артемий Эмке подробно разъяснил ситуацию. По его словам, в 2009 году после восстановления здание освятили под церковь-часовню, что подразумевало проведение Божественной литургии. "Когда я приехал работать в Гюмри, то увидел, что условий для богослужения нет – отсутствует алтарь (нет иконостаса), а росписи не доделаны. Да, художником была проведена большая работа, присутствовало и определенное мастерство, но больше 30% росписей не выполнены - были фигуры, нарисованные только карандашом. Стоят огромные леса, занимающие ¼ пространства этого храма. На момент моего приезда почти 5 лет здесь все находилось в таком брошенном состоянии",- отметил священник, добавив, что крыша церкви постоянно текла, приходилось подставлять ведра.
Интерьер церкви Святого Архангела Михаила в Гюмри
© Sputnik / Armenuhi Mkhoyan
Крыша протекала очень сильно, облезли штукатурка и те же фрески. По его словам, в свое время следовало первым делом отремонтировать крышу, а потом уже переходить к росписи внутреннего убранства церкви.
Но не это главное. Суть в том, что по традициям русской православной церкви расписывать фрески и иконы могут лишь иконописцы.
Росписи в гюмрийском храме выполнил профессиональный художник по инициативе прежнего настоятеля храма отца Андрея Ваца, не согласовавшего вопрос с церковным начальством и Министерством образования, науки, культуры и спорта Армении, в ведении которого находится храм (входит в перечень недвижимых историко-культурных памятников Гюмри).
Нужно было согласовать и утвердить проект росписей, провести экспертизу на предмет соответствия всем правилам и канонам православной церкви.
"Серьезных нарушений не было, но росписи делал человек, который не разбирается в иконописи. Мне, как человеку, имеющему высшее богословское образование, очевидно. Это просто хороший художник, который раньше работал художником-оформителем на Гюмрийской военной базе, рисовал плакаты. На период написания фресок он заболел и уехал в Россию на лечение, где и проживает сейчас… Эти росписи нельзя назвать фресками: это просто рисунки, которые человек старательно нанес, но вразрез историческому облику здания",- отметил отец Артемий.
Священник также проконсультировался с профессиональным иконописцем, окончившим иконописную школу в Сергиевом Посаде, членом Союза художников России Прокофьевым, который отметил, что росписи были кропотливыми и очень аккуратными, но не учитывали церковную архитектуру, были сделаны с композиционными ошибками, нарушениями цветовой гаммы (характерной для иконописи) и канонов иконописи.
Мнение художника-иконописца Я.И Прокофьева об интерьере церкви Святого Архангела Михаила в Гюмри
© Photo : предоставлено Я.И Прокофьевым
После обращения к мэру Гюмри мэрия частично отремонтировала крышу церкви, а для обновления выцветших, отсыревших и облупленных стен нужно было либо расписать их, согласно канонам Православной церкви (что очень дорого), либо побелить стены. Прихожане поддержали это решение. И церковь приобрела свой первоначальный вид.
Духовный пастырь церкви Святого Архангела Михаила Артемий Эмке
© Sputnik / Armenuhi Mkhoyan
Артемий Эмке также заверил, что о решении побелить стены были уведомлены как представители Русской Православной Церкви, так и мэрия Гюмри и Министерство образования, науки, культуры и спорта РА.
Относительно фрески, изображающей глаз в треугольнике (воспринятый верующими как масонский символ и проявление кощунства), священник сказал, что, хотя многие принимают его как масонский символ, это изображение также встречается в православной традиции в 16-17 веках. По его словам, это всевидящее око Бога, и этот символ присутствовал в христианской иконографии еще до появления масонства. Символ того, что Бог смотрит на мир, участвует в нашей жизни.
Еще в раннехристианский период Всевидящее око символизировало Бога, а треугольник - Святую Троицу.
"Поскольку этот символ в XX столетии приобрел уже устойчивую связь с масонской организацией (он изображен на долларовых купюрах) и считается их символом, многие приходя в храм и видя этот символ на куполе, стали делать вывод, что это масонский храм, что сюда нельзя ходить христианам. Но это неверный вывод - от неосведомленности о христианских традициях. Но и не принимать во внимание чувства людей – тоже нельзя, и в современной иконографике стараются избегать этого символа - во избежание ненужных ассоциаций", - отметил протоиерей Артемий Эмке.
Что же касается резких высказываний предстоятеля Ширакской епархии ААЦ архиепископа Микаэла Аджапахяна, то выяснилось следующее. Лично с русским протоиереем армянский архиепископ не встречался, хотя он уже два года здесь. С прежним настоятелем, покойным отцом Андреем Вацем у Микаэла Аджапахяна был более тесный контакт.
В итоге Аджапахян сделал собственные выводы. "Безусловно, он бы (отец Артемий) не стал дословно говорить, что хочет закрасить фрески, потому что они выполнены армянином. Скорее всего, сказал бы, что церковь нуждается в ремонте, и именно поэтому пришлось побелить стены", - сказал епископ.
Интерьер церкви Святого Архангела Михаила в Гюмри
© Sputnik / Armenuhi Mkhoyan
Кроме того, из-за отсутствия на протяжении долгого времени настоятеля Русской православной церкви, службы в гюмрийском храме проводили армянские священнослужители. Но с приездом протоиерея Артемия Эмке в храме уже ведется богослужение на русском языке.
Недоразумения можно было бы избежать, если представители двух церквей просто пообщались бы друг с другом. Тогда, возможно, удалось бы обойтись без лишних кривотолков.
Русская церковь (Плплан Жам) построена в южной части города. Там находится старое кладбище, которое называется Патви Блур. До начала XIX века холм (блур) использовался как христианское кладбище, где хоронили военных. Это место является редким памятником армянской и русской истории XIX и XX века, когда Александрополь являлся важным городом для российской империи.