Впервые сборная Германии приехала на официальную игру в Ереван в начале октября 1996 года, в рамках отборочного этапа к чемпионату мира 1998 г. Немцы были действующими чемпионами Европы. В Армению прилетели Кёпке, Колер, Клинсман, Хёсслер, Бирхофф, Шоль, Ройтер…
В городе было неспокойно. Менее двух недель назад прошли выборы президента и лидеры оппозиции, недовольные итогами голосования, вместе со своими сторонниками ворвались в ЦИК, работавший тогда в здании парламента. Произошли столкновения с силами правопорядка, были применены водомёты и оружие (стреляли поверх голов). Пострадали попавшие под горячую руку манифестантов спикер и вице-спикер парламента – их избили до крови. В результате оппозиционеры были арестованы, в город ввели войска и объявили чрезвычайное положение…
В день матча у властей были опасения, что огромная масса болельщиков после игры может устроить массовую политическую манифестацию. Желающих посмотреть на легендарных немцев вживую было больше, чем можно представить. Такого ажиотажа стадион "Раздан", наверное, не видел со дня противостояния ереванского "Арарата" с мюнхенской "Баварией" в марте 1975 года. Был заполнен даже ярус, который официально считался "аварийным". Власти рискнули, не став вводить ограничения, посчитав, что после политических потрясений населению лучше отвлечься небывалым спортивным зрелищем.
В то время я работал корреспондентом российского телеканала НТВ в Ереване. Вместе с оператором Ованнесом Акопяном мы готовили репортаж о матче для популярной в то время программы "Футбольный клуб", которую вёл не менее популярный комментатор Василий Уткин. Как же приятно было его обнаружить в интернете, 25 лет спустя! Особенно смешным получился фрагмент с армянским радио, в эфире которого обсуждались шансы сборной Армении. Так вот, армянское радио было уверено в победе национальной команды. Но только при условии, если армянские футболисты сыграют с немцами не в футбол, а в нарды.
Посмотрев старый сюжет и окунувшись в те дни, я невольно вспомнил весёлую и, как это принято называть, околофутбольную историю, которой и хочу с удовольствием поделиться.
Помимо наших прямых обязанностей, мы тогда ещё помогали съёмочной группе немецкой телекомпании RTL, которая прилетела со сборной Германии. За день до матча мы организовали для них интервью с племянником президента Армении Левона Тер-Петросяна – Акопом, который был вызван в армянскую сборную. Главный тренер Хорен Оганесян даже позволил ему по такому случаю ненадолго отлучиться из расположения команды, чтобы съёмки прошли в домашней обстановке. В знак благодарности вечером немцы пригласили нас посидеть в маране гостиницы "Армения" (сейчас "Мариотт"), где жили все зарубежные гости.
- Узнаёте? – с улыбкой спросил немецкий коллега и взглядом указал на соседний стол.
Это был "Фантомас" - лучший футбольный рефери 90-ых Пьерлуиджи Коллина. Его причёска, а точнее её полное отсутствие, делали его узнаваемым даже и в фас, и в профиль, и с затылка. Но он заставлял узнавать себя не внешним видом, а своим авторитетом на поле. Гостеприимные хозяева угощали уважаемого судью армянским коньяком.
- А разве так можно, разве это для вас не сенсация? Наши просят засудить ваших? – наивно изумился я.
- Что вы! Это обычный ужин принимающей стороны, - успокоил немец.
Следующим вечером, после немецкого разгрома со счётом 1:5, коллеги пригласили нас на прощальную вечеринку. Ночью им предстояло вылететь в Германию. Местом встречи был опять гостиничный комплекс "Армения", но на этот раз бар, прозванный в народе "Советский". Немецкие друзья (как это принято у телевизионщиков по окончанию командировки) отрывались по полной. Пили пиво, водку, шампанское, знакомились с компаниями, где были девушки и приглашали их танцевать под популярную в то время композицию "Айн, цвайн, полицай!"
Немцы так вошли в раж, что один из них, выйдя в фойе, взял лежавшую на столе дежурного милиционера фуражку и вернулся с ней на голове на танцпол. Опешивший от такой невиданной заморской наглости милиционер среагировал не сразу. Сначала он долго стоял в дверях бара и смотрел, когда угомониться немец. Затем подошёл к столику и попытался заговорить. Ни армянского, ни русского немцы не знали, поэтому нам невольно пришлось стать переводчиками. Милиционер объяснил, что поступок немца с похищением фуражки может обернуться для него о-очень плохой перспективой. Но гость объяснил, что не хотел никому причинять вреда, и даже будет очень благодарен, если армянский милиционер в память об Армении и первом историческом матче между сборными двух стран оставит ему фуражку в качестве сувенира.
- А я, в свою очередь, оставлю Вам на память 50 марок, - подытожил немец.
Милиционер кивнул и попросил немца выйти за ним из бара. Сделка состоялась в ватерклозете. Вечеринка продолжилась. Счастливый обладатель фуражки армянского милиционера стал звездой танцпола. Но вдруг через какое-то время в дверях снова показался наш знакомый в форме. Он подозвал нас и попросил передать гостям его предложение:
- У меня есть друг, тоже милиционер, на соседнем посту дежурит. Он тоже готов обменяться сувенирами. Может, их ещё одна фуражка заинтересует?
Гости, конечно же, обошлись одной, но предложение оценили громким смехом и сувениром, но теперь уже не купюрой, а корпоративным значком.
…Очень надеюсь, что наш немецкий коллега, которому достался фирменный головной убор, будет смотреть матч Германии с Арменией. Может даже, вспомнив эту забавную историю, найдёт и наденет армянскую фуражку. А ещё больше надеюсь, что армянская сборная сыграет так достойно, что заставит его перед ней снять свою шляпу.