На днях в социальных сетях появился снимок одного из экспонатов Музея Альгамбры в Испании, а также фотография с описанием представленного образца. Речь, в частности, о ковре позапрошлого века.
В самом музее в описании образца значится: Карабах (Азербайджан), XIX век. Снимок описания выложила в соцсети Facebook пользователь под ником Роса Фендер несколько дней назад.
В то же время на официальном аккаунте Музея Альгамбры тот же ковер представлен кавказским.
"Что вы думаете об этом кавказском ковре? Коллекционеры называют его "орлиным", хотя мотивы больше напоминают цветы, чем хищных птиц", - говорится в подписи к посту, который был опубликован 16 февраля.
Указание происхождения ковра вызвало серьезное возмущение среди армянских пользователей сети, которые разглядели в образце типично армянские мотивы.
В связи с этим корреспондент Sputnik Армения побеседовал с этнографом, специалистом по армянским коврам и вышивкам Татев Мурадян. По ее словам, ковер, действительно, имеет армянское происхождение и принадлежит к так называемым "орлиным коврам" селения Джраберд в Арцахе (историческое название Нагорного Карабаха). Орлиные ковры иначе называют арцвагорг: "арцив" с армянского – "орел", а "горг" – "ковер".
Она поясняет, что подобный тип ковров характеризует большой крест посередине, от которого исходит множество лучей, напоминающих размах крыльев орла.
"Искусствовед и музыкант Ваграм Татикян проделал колоссальную работу по идентификации ковров. В 1975-1978 годах он объездил все деревни Арцаха и фотографировал их. Все эти работы представлены в его книге", - сказала этнограф.
Происхождение "арцвагорга" специалисты связывают именно с Арцахом, в особенности с Шуши и селением Джраберд (Чалаберд) близ него.
Образцы армянского ковра типа "арцвагорг" XVII века хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке и частных коллекциях в Лондоне.
Многие фолловеры в комментариях привели доказательства того, что описание экспоната неверно.
Так, жительница Барселоны Анна Ванесян в качестве аргумента в пользу того, что представленный ковер имеет армянское, а вовсе не азербайджанское происхождение, приводит обилие красного цвета.
"…Еще одна отличительная черта этого ковра, свидетельствующая о том, что он армянский, – это обилие красного цвета. В армянских коврах всегда преобладал красный, поэтому в арабском халифате они были известны также как красные ковры. Дело в том, что армяне окрашивали нити специальным красителем вордан кармир, который получали при обработке особого вида тутовых шелкопрядов (краска, получаемая из араратской кошенили – ред.)", - пишет она.
После многочисленных гневных комментариев и запросов от армянских юзеров администрация музея Альгамбры обещала проверить происхождение ковра. Ответное письмо получила пользователь Гоар Ваганян.
"Уважаемая г-жа Ваганян, мы высоко ценим ваши предложения и разъяснения. Мы передали их ответственным лицам музея, чтобы каталог был изменен. Мы сделаем все для того, чтобы ошибка была исправлена как можно скорее", - говорится в письме.
Что же касается описания в социальных сетях, где в происхождении карабахского раритета указывается "Кавказ", то, по мнению Татев Мурадян, подобная неопределенная локация – очень принятая за рубежом практика во имя избежание конфликтных ситуаций.
***
Армянские ковры характеризуются двумя важными особенностями: краски полностью натуральные, а ковры плетутся двойным узлом, что и делает их особенно прочными. Они всегда высоко ценились. Сегодня армянские ковры хранятся в известных музеях мира, среди которых Лондонский музей Виктории и Альберта, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Будапештский музей прикладного искусства, Лондонский музей текстиля, а самый древний армянский ковер (5 век д.н.э.) хранится в петербургском "Эрмитаже".
Вместо послесловия…
Как нам стало известно, в тот же день, когда в соцсети появился скрин экспоната с описанием, один из наших соотечественников в Испании решил лично проверить его в музее Альгамбры. На его просьбу показать экспонат сотрудники культурного учреждения долго противились, утверждая, что слова "Азербайджан" в описании к ковру нет.
Однако небезразличный посетитель настоял на том, чтобы лично в этом убедиться. В итоге оказалось, что страной происхождения все еще указан Азербайджан, но сделать фото армянину запретили...
Из всего этого можно сделать вывод, что администрация музея прекрасно знает об ошибке, однако не спешит ее исправить.
Азербайджан уже давно и очень активно работает над тем, чтобы присвоить себе армянскую культуру ковроткачества и, разумеется, тратит на это огромные средства.
Что касается "арцвагорга", то он был продемонстрирован и во время недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева вместе с супругой Махрибан в Шушинский музей ковров.
Ильхам Алиев с женой в шушинском музее ковров
На данный момент представители армянской диаспоры пытаются решить вопрос на уровне посольства…