В дни войны добровольцами на фронт пошли и представители ИТ-сферы. Один из них — 30-летний Арман Григорян, инженер, разработчик компьютерных программ в одной из престижных IT-компаний. В первый же день начала войны (а то было 27 сентября, воскресенье), организация провела видеоконференцию со своими сотрудниками, подчеркнув, что в случае их отправки на фронт они сохранят себе место и зарплату.
Григоряну пришла повестка на следующий день, 29 сентября он с другими резервистами уже был в дороге по направлению к Джракан (Джабраил). Сражались они на самом юге Карабаха до 13 октября. Дальше – отступление до Санасара (Кубатлы). В конце октября противник смог прорваться, солдаты отступили до Сюникской области Армении. Здесь им дали отпуск на 3 дня, и они уехали в Ереван.
Вернувшись в столицу, Арман узнал от коллег, что в министерстве высокотехнологической промышленности Армении открыли курс военных программистов.
"IT-специалисты должны были учиться управлять беспилотниками армянского происхождения", - рассказывает Арман. - Я подал заявление на участие в программе, прошел два этапа, ждал третьего - самой практики с дронами, которая проходила вдали от столицы. Пока я ждал ответа, наступило 10 ноября, война закончилась и программу приостановили. С того дня со мной никто из министерства не связывался", - говорит Арман.
Его коллега Мгер, который был в первом потоке программистов и прошел практическую подготовку с беспилотниками, рассказывает, что набор используемых военным программистом технологий отличен от того, к чему привыкли айтишники в своих офисах. Беспилотники были новые, а о многом говорить просто запрещено.
"Наша работа была похожа не столько на работу программиста, сколько разведчика", - рассказал Мгер.
В Армении действует несколько производителей беспилотников как гражданского, так и особого назначения. На пресс-конференции 27 августа этого года министр высокотехнологичной промышленности Армении Ваагн Хачатурян заявил журналистам, что власти Армении готовы передавать крупные заказы местным производителям БПЛА.
"Нужно добиться того, чтобы армянская военная техника заменила зарубежную. К чести этих компаний надо сказать, что они сами наладили у себя серийное производство и испытательные стенды. Главное – соответствие характеристикам, необходимым для нужд обороны. В этом случае мы будем давать заказы на несколько лет", – отметил министр.
Как отметил в беседе со Sputnik Армения директор одной из компаний-разработчиков БПЛА, его сотрудники были подключены к курсам подготовки военных программистов.
"С нашим участием, естественно, подготовка айтишников была намного эффективней. Если программа возобновится, мы с радостью снова предложим наши услуги", - заметил он.
В министерстве высокотехнологичной промышленности на запрос Sputnik Армения ответили обнадеживающе, подчеркнув, что курсы по подготовке операторов, проводившиеся ранее, могут возобновиться.
"Сейчас проводятся обсуждения на эту тему. Если программа будет утверждена, к ней подключатся и IT-инженеры, и местные производители военной техники", - сообщили в министерстве.
Что касается Армана Григоряна и некоторых его коллег: после окончания войны и приостановки программы для военных программистов их вызвали в Сюник и Гегаркуник, охранять новые рубежи с Азербайджаном.
До 10 декабря Арман пробыл в Сюнике, с автоматом в руках, а после демобилизации вернулся в свою частную компанию разрабатывать компьютерные программы, чем и занимается до сих пор.
На вопрос насколько эффективно были использованы его навыки во время войны в Карабахе, улыбается, мол, хоть как-то был полезен родине. Однако очевидно, что таким патриотичным ребятам, как Арман, государство должно поставить иные задачи – непосредственно по их специализации.