Годовщину погромов греческого населения в Стамбуле в 1955 году поминают греки по всему миру.
"Как во время "хрустальной ночи" в 1938 году нацисты разоряли дома евреев, так и 6-7 ноября 1955-го толпы турок громили дома и храмы греков, в течение девяти часов", - пишет греческое издание Ptrotothema.
Погромщики оскверняли кладбища и разрушали могильные плиты, а по свидетельству одного из британских журналистов, находившегося в Стамбуле, из могил доставали гробы, открывали и выбрасывали на улицы.
Далее издание приводит свидетельства корреспондента британской Daily Mail Ноэля Барбера, которые мы не приводим из-за сцен крайней жестокости (но их можно прочесть по этой ссылке).
Всего было уничтожено более трех тысяч домов и четырех тысяч предприятий (магазинов, ресторанов и так далее), принадлежавших в основном грекам, а также армянам и евреям.
О происходившем сообщал и Ян Флеминг (автор книг о Джеймсе Бонде), который в то время был в Стамбуле, освещая конференцию Интерпола.
Как и в случае с Геноцидом армян, власти Турции по-прежнему отрицают случившееся, передает греческое издание To Vima. Во время погромов погибло более десяти греков, в основном священников. Погиб и армянский священник, напоминает издание.
Газета приводит также выдержки из известной книги Спироса Вриониса, опубликованной в 2005 году, к 50-летию трагедии. Этот историк, известный исследователь Византии, владел турецким и смог получить доступ к турецким архивам. Здесь он собрал доказательства о том, что погромы напрямую руководились "Демократической партией" тогдашнего премьер-министра Аднана Мендереса.
Дома помечали крестами
На основе тех же документов Врионис показывает, что этот погром носил не единичный характер, а был продолжением политики "Турция для турок".
Еще в 1932 году, при Ататюрке, турецкий парламент принял закон, запрещающий гражданам Греции, жившим в Турции, заниматься профессиями 30 видов (они не могли быть портными, плотниками, врачами, юристами, агентствами недвижимости и так далее). Всего в межвоенное время был принят 31 подобный закон в духе апартеида.
А восемь лет спустя, в начале 60-х, Турция разорвала соглашение с Грецией от 1930 года, по которому лишило граждан Греции права на проживание и работу в Турции. После этого из Стамбула были депортированы еще несколько десятков тысяч человек.
Конкретно эти погромы были тщательно спланированы, пишет Врионис, приводя несколько свидетельств. В частности, дома, где жили греки, заранее помечались крестами.
Врионис приводит свидетельства о том, как одну из групп погромщиков, в 400-500 человек, привезли в стамбульский район Эшкишехир, закупив им для этого билеты третьего класса на поезд. По дороге их сопровождала полиция, которая разделила погромщиков на группы по 40-50 человек. За участие им обещали по 6 долларов (в турецких лирах). В другом случае для перевозки были реквизированы около четырех тысяч машин. Наконец, чтобы раздать бандам палки и ломы, были мобилизованы десятки муниципальных и государственных грузовиков.
Как и во время погромов в Сумгаите и Баку, турецкая армия вмешалась в происходившее только когда погромы прошли со всей жестокостью, а практически никто из виновных (а тем более организаторов) не был привлечен к ответственности.
"Цивилизованные" союзники
Наконец, приводятся и свидетельство временного поверенного Соединенного Королевства в Турции Майкла Стюарта: "Есть остаточные доказательства о том, что местные представители Демократической партии входили в число руководителей погромщиков. Отмечается, что только у них были организационные возможности для действий такого масштаба".
Тем не менее, "цивилизованные" союзники Греции по НАТО не спешили как-либо реагировать на происходившее. Более того, британский представитель в НАТО Читэм заявил, что расследование погромов "нежелательно", а представитель США Эдвин Мартин заявил, что не нужно распространять этот инцидент на весь Альянс. Французские, бельгийские и норвежские представители пытались убедить греков "забыть о произошедшем". Совет НАТО поспешил заявить, что турецкое правительство сделало все возможное в данных обстоятельствах".
Снова Каро Пайлан
Сегодня же с заявлением выступил депутат турецкого парламента, армянин по происхождению Каро Пайлан. Он направил руководству парламента заявление с требованием провести расследование событий 1955 года, где пострадало греческое, а также армянское население Стамбула.
"Я призываю парламент начать расследование, найти и наказать виновных, выплатить компенсацию пострадавшим" – заявил Пайлан.
Рано или поздно
О событиях 1955 года нужно помнить именно во всем контексте турецкой политики, и османской, и кемалистской. Это нужно и армянскому, и греческому и ассирийскому народам, и христианской общественности всего мира, отметил в беседе со Sputnik Армения бывший вице-спикер парламента Армении, представитель Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов (имеющий греческое происхождение).
К сожалению, в повестке дня правительства Греции эти вопросы не приоритетны, но в последние несколько лет там активизировались национально-консервативные силы, добавил он.
"Например, тогдашний министр обороны Панос Каменос тесно общается с организациями понтийских греков, несколько раз они приглашали и меня, для обсуждения политики отрицания Турции. Что касается нас, то лица, оказавшиеся у власти в Армении, почти не говорят и о Геноциде армян, тем более греков и ассирийцев. К сожалению, у меня нет повода предполагать, что что-то может измениться", - добавил Шармазанов.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе ось Афины-Ереван-Москва должна сплотиться, потому что, какими бы теплыми ни были сегодня отношения России и Турции, но нужно понимать, что противником восточных христиан и в Средиземном, и в Черном море, и на Кавказе был и остается именно пантюркизм, подытожил Шармазанов.
Заметим, перед Первой мировой войной в Османской империи, по самым заниженным оценкам, жило около двух миллионов греков, сегодня осталось всего 2-3 тысячи.