ЕРЕВАН, 9 сен — Sputnik, Ашот Сафарян. Война в Нагорном Карабахе осенью 2020 года и ее последствия еще долго будут оставаться в центре внимания специалистов: военных, политологов, регионоведов и т.д.
44-дневные боевые действия выявили целый пласт проблем и задач, требующих тщательного анализа. И вот, попытку сделать такой анализ предпринял один из ведущих российских мозговых структур – Центр анализа стратегий и технологий. ЦАСТ опубликовал аналитический сборник "Буря на Кавказе" под общей редакцией директора центра Руслана Пухова. Книга пока доступна в PDF-версии.
Авторы сборника рассматривают как непосредственно военные и военно-технические аспекты, повлиявшие на исход войны, так и сложные политические взаимосвязи между ключевыми игроками на Южном Кавказе, включая Россию и Турцию. Пожалуй, особого внимания заслуживает анализ военных действий, их организация, тактика сторон, уровень слаженности подразделений и т.д.
Сам Пухов в интервью Sputnik Армения отмечает, что одной из ключевых задач при написании сборника было не дать забыться урокам последней карабахской войны. По его словам, опыт последних 30 лет, причем не только российский, но и мировой, показывает, что военные уроки очень быстро забываются. И к примеру, советский опыт, наработанный в Афганистане, был в значительной мере утерян во время боевых действий в Чечне. То же самое можно сказать об американцах, не сумевших в полной мере экстраполировать опыт во Въетнаме на афганскую кампанию.
"Первое, нам очень бы хотелось, чтобы этот конфликт не пропал втуне. К сожалению, за первые полгода мы не увидели реального осмысления, было очень много медийного хайпа. Именно поэтому мы приняли эту задачу на себя", - заявил наш собеседник.
Справедливости ради нужно отметить, что многие выводы авторов и изложенная информация в сборнике могут стать холодным душем для армянской аудитории. В прессе уже вызвал некоторый резонанс фрагмент, автор статьи со ссылкой на источники ЦАСТ утверждает, что во время войны четыре штурмовика Су-25 и один вертолет армянских ВВС сбили свои же силы ПВО.
Автор пишет, что во время конфликта между армянскими ВВС и ПВО было мало координации. Огнем своей стороны было сбито до пяти летательных аппаратов – четыре штурмовика Су-25 и один вертолет Ми-8. Из них два Су-25 были сбиты ЗРК С-125 над Варденисским районом в Армении при возвращении с боевого задания и один – из ПЗРК над Карабахом.
Информация крайне "пикантная", учитывая, что первый и единственный официально признанный потерянным штурмовик, как сообщало Минобороны, был сбит на третий день войны турецким истребителем F-16 в Гегаркуникской области. Получить комментарий в министерстве обороны нам, к сожалению, не удалось.
Пухов, между тем, отмечает высокий уровень достоверности изложенных фактов, несмотря на то, что многим они могут не понравиться. В рамках работы над книгой директор ЦАСТ трижды ездил в Армению и один раз в Турцию. В Азербайджане не смог побывать исключительно из-за коронавирусных ограничений.
"С сожалением должен сказать, что армянское общество в большинстве своем не сделало никаких выводов из этой войны. Оно по-прежнему пребывает в состоянии причудливой смеси безответственности и легкомыслия", - говорит Пухов.
Он опасается, что если и так дальше пойдет, то в случае новой войны, образно говоря, граница пройдет где-нибудь под Джермуком.
Что касается "дружественного огня" ВС, подбивших собственные самолеты, то, по словам эксперта, такие ситуации случаются везде и всюду – в том же августовском конфликте между Россией и Грузией, когда российские ПВО по ошибке сбили собственные Су-25. Американцы также не остались в стороне – во время "Бури в пустыне" они сбивали собственные самолеты и стреляли артиллерией по своим танкам.
Основной проблемой армянской стороны он считает отсутствие какого-то осмысления, грубо говоря, люди не хотят слышать плохих новостей. Если не произойдет какого-то отрезвления, то больших проблем не избежать, считает Пухов.
Аналитик не согласен с утверждениями о том, что Россия в войне недостаточно активно помогала армянской стороне. Но нужно быть реалистами и понимать, что Россия не могла воевать вместо самой Армении. В пределах своих возможностей она сделала все, что могла, и даже больше.