В Армении в последние месяцы ощутимо подскочили тарифы на услуги такси. Что повлияло на рынок пассажирских перевозок? На эту и другие темы, в том числе о беспилотных такси, Sputnik Армения побеседовал с менеджерами российской компании Яндекс, которые на днях побывали в Ереване - Максимом Козловым, директором по внешним связям с органами власти и Сергеем Бражником, руководителем региональных образовательных программ.
Виноват ковид?
Представители Яндексa отмечают, что рост стоимости поездок такси, использующих веб-приложения, напрямую связан с некоторым сокращением количества водителей на линии и одновременным резким ростом спроса на такси. Если спрос на поездки сильно превышает число водителей, сервисы автоматически включают повышающий коэффициент, чтобы те, кому очень нужна машина, могли ее получить, хоть и за более высокую цену, а у водителей было больше стимула выходить на линию. Нехватка водителей сейчас наблюдается не только в Армении, но и в России или, например, в странах Балтии, где также работает Яндекс Go (так теперь называется Яндекс.Такси).
Менеджеры компании затрудняются назвать очевидную причину, почему таксистов стало меньше, но предполагают, что скорее всего на это повлияли макроэкономические и субъективные факторы, вытекающие из ситуации с коронавирусом. Заработок таксистов теперь тоже стоит оценивать по-другому. Если раньше таксисты старались максимально заработать на каждой конкретной поездке, то сейчас намного важнее, какой объем заказов они выполняют без простоя и холостого пробега.
"Прежде таксист стоял в аэропорту, ждал туриста, "срубал" с него деньги или же за большой гонорар перевозил пассажира с Казанского вокзала на Ленинградский через Садовое кольцо, а потом мог позволить себе весь день не работать, то с нами такое невозможно. Приложение определяет оптимальный маршрут за водителя, при этом максимально загружает его заказами. Если водитель хочет работать, то у него всегда будет работа. Цепочка заказов формируется следующим образом. Вот он едет в центр, и для него там уже подобран следующий клиент. Если он устал и решил ехать домой, то по дороге мы ему тоже рекомендуем взять заказ, чтобы он возвращался не пустым. Таким образом, к концу дня набирается приличная сумма. На всех рынках, где мы присутствуем, доход водителя, который можно получить за 12 часов с перерывами в сутки, выше средней зарплаты", - говорит Максим Козлов.
Директор по взаимодействию с органами власти компании Яндекс Максим Козлов в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Mikhail Chernyakhovsky
По словам менеджера, в компании имеются программы поощрения и стимулирования для водителей, позволяющие надеяться, что со временем спрос и предложение снова выравняются.
Яндекс и Армения
Интересно, что Армения стала первым международным опытом для тогда еще Яндекс.Такси. Сервис был запущен здесь в 2016 году. Не исключено, что в этом вопросе важную роль сыграл личный фактор, так как тогда развитием сервиса занимался уроженец Еревана Тигран Худавердян, ныне управляющий директор группы компаний "Яндекс".
Когда Тигран возглавил это направление, даже в самой компании скептически относились к перспективам онлайн-заказа такси с точки зрения прибыльности. Представлялось, что максимальной пользой от сервиса станет бесплатная реклама Яндекса на автомобилях.
"Но оказалось, что это классный проект. Причём в России всегда считалось, что такси – это бандитский бизнес, а нам, в лице 25-27 летних IT-шников, по сути, удалось перелопатить рынок бандитов", – говорит Козлов.
Говоря про Армению, директор по внешним связям с органами власти отмечает, что страна имеет высококонкурентный рынок такси, но водителю легко на него войти. Это преимущество местного законодательства. За рубежом Яндекс Go работает в разных странах – от Финляндии до Кот-д'Ивуара, и в компании имеют представление, как государство различными способами пытается упорядочить рынок. Где-то сохранились старые лицензии, где-то существуют обязательные требования водить в перчатках...
"У нас накопился большой опыт работы с регуляторами. Мы можем подсказать лучшие решения тем, кто собирается писать новое законодательство для этой сферы. Не во всех странах интересно наше мнение, но в Армении к нам прислушиваются, у нас хороший контакт с налоговым ведомством, министерством территориального развития, правительством", - говорит Максим Козлов.
Что нового?
В скором времени в Армении, в приложении для водителей будет внедрено новое решение. Оно нацелено на повышение безопасности поездок и уже практикуется в России.
"В Армении любят быструю езду, а это риск для пользователей. Мы изучили города и составили карты скорости. Теперь мы можем наблюдать, в каком лимите движется наш таксист. Если он превышает допустимые нормы, то ему направляется уведомление - прекращай ездить по 90, опускайся до 60-ти. Шлём раз, два и если он не сбавляет скорость, то мы просто отключаем на некоторое время доступ к приложению, и он лишается заказов. По нашему опыту, примерно 70 процентов водителей прислушиваются к первому предупреждению", - говорит Максим Козлов.
Школьник с доходом
У компании в Армении действуют две бесплатные школы программирования для старшеклассников в Гюмри и Ванадзоре. По завершению годичных курсов школьники получают знания на уровне разработчика-стажера и создают для себя хорошее подспорье для входа в будущую профессию.
"Как фрилансеры они могут брать в разработку заказы на бирже и зарабатывать в твёрдой валюте. На уровне школы это прикладные знания, ты умеешь хорошо писать код и подрабатывать. Но мы мотивируем их развиваться дальше. Для того, чтобы стать суперпрофи, нужно иметь хорошую математическую базу. Её дают в вузах Армении. А дальше они могут совершенствоваться на наших образовательных курсах, которые представлены онлайн", - рассказывает Сергей Бражник.
Сейчас в Армении идёт пятый набор в Школу программирования, занятия начнутся в октябре. Интересно, что преподавание ведётся на национальном языке. Это исключительный случай для образовательных программ компании за рубежом. На одно место в школе претендуют 6 человек. Большинство выпускников продолжают образование в Армении.
Директор по развитию региональных образовательных программ компании Яндекс Сергей Бражник в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Mikhail Chernyakhovsky
"Мы готовим IT-кадры для страны, но часть из них нанимаем для себя. Сейчас с армянскими властями обсуждается возможность расширения наших образовательных центров. Возможно, откроемся в Ереване. Со стороны государства нам нужно сотрудничество и софинансирование, потому что проект набирает обороты", - говорит Сергей Бражник.
Беспилотное такси
Год назад президент Армении Армен Саркисян в эксклюзивном интервью Sputnik Армения отметил, что республика может стать опытным полигоном для Яндекса по внедрению беспилотных автомобилей. По словам менеджеров компании, технология беспилотного такси разработана и скоро будет внедрена в пилотном режиме в Москве в районе Ясенево. Используются автомобили Тoyota и KIA.
Они оборудованы специальными датчиками, которые получают информацию о том, что происходит вокруг: встречное движение фур или сельхозтехники, перебегающие дорогу дети, падающие деревья. Беспилотные авто безопасней, чем когда за рулём водитель. Если машину уносит, то человек впадает в шок, а робот мгновенно рассчитывает, как не въехать в бордюр, не упасть в канаву или не сбить пешехода. Оборудование заставляет реагировать и на неожиданный манёвр едущей рядом машины.
Например, нервный водитель поругался по телефону с женой и резко повернул налево, когда этого делать нельзя. Что касается массового внедрения услуги, то всё зависит от законодательства стран. Пока речь идёт о тестировании, и такое такси – скорее, экзотика.
В мире идут дискуссии о том, что в случае ввода беспилотных автомобилей людям придётся запретить водить машины. Поскольку беспилотники обеспечат высокую степень безопасности на дорогах, то в будущем они станут основным видом личного транспорта, а пилотируемые автомобили превратятся в развлечение. Например, за рулём своего кабриолета можно будет прокатиться на выходные за городом, как сейчас это позволяют себе на лошадях состоятельные люди.