Уголовное преследование экс-министра обороны Армении Давида Тонояна (и бизнесмена, торговца оружием Давида Галстяна) вызывает множество вопросов к властям Армении. Тоноян – фигура достаточно знаковая, именно он возглавлял оборонное ведомство в период 44-дневной войны и, безусловно, владеет всей полнотой информации об обстоятельствах и ходе боевых действий. Возможно, не все из этой информации приятно для нынешнего политического руководства. К тому же учитывая специфику власти, ее любовь к разного рода помпезным, эпатажным политическим акциям, громким судебным разбирательствам, нельзя исключить, что в годовщину катастрофической для Армении войны нужно было назначить новых виновников и снизить все еще высокую дозу критики и общественного порицания.
Арест бывшего министра – один из многих громких сюжетов в "постреволюционной" Армении. Но отличается от остальных поведением самого Тонояна. Опыт последних лет показывает, что аресту того или иного провинившегося чиновника предшествует мощная информационная кампания против власти со стороны "жертвы". После этого за ним приходят силовики.
С Тонояном выглядит все по-другому. Он все это время молчал, за исключением январского интервью одному из агентств. Он молчал и тогда, когда многие бывшие и действующие генералы требовали отставки Никола Пашиняна, считая его основным виновником поражения, а сам Пашинян направо-налево раскрывал информацию на щепетильные военные темы, которые не подлежали обнародованию. Чего стоят высказывания об Искандере и истребителях Су-30 без ракет?
Но долго ли будет молчать Тоноян? В этой связи политолог Сурен Суренян не исключает, что экс-министр заговорил бы в комиссии по расследованию 44-дневной войны. И чтобы это предотвратить, его решили "закрыть". Но это лишь одна из немногих версий.
"Мне очень интересно, почему именно сейчас решили "взять" Тонояна. Правоохранители только сейчас узнали о предполагаемом преступлении? А что, если в преддверии ключевых внешнеполитических решений и неизбежного общественного резонанса нужно как-то отвлечь внимание людей, переключить их на внутренние сюжеты? К тому же скоро будет создана комиссия по расследованию обстоятельств войны. "Вполне вероятно, Тонояна хотят заставить замолчать, либо "подсказать", как себя вести", - сказал Суренянц в интервью Sputnik Армения.
Для него бесспорно то, что виновный в растрате госсредств должен быть наказан, независимо от статуса. Но в целом трудно не усмотреть политическую составляющую в данном деле. Со слов политолога, либо между властями и бывшим министром были некие закулисные договоренности, и они теперь нарушены Тонояном, либо же нынешняя уголовная история – очередная попытка Пашиняна переложить ответственность за поражение на военных и полностью "смыть" с политического руководства вину.
"Независимо от того, виновен бывший министр или нет, в обществе крайне мало осталось тех, кто до сих пор считает, что власти искренне борются с коррупцией. Именно поэтому в этой истории политический компонент куда важнее правового", - сказал Суренянц.
Говоря о выборе времени ареста Тонояна, военный эксперт Нарек Нерсисян объяснил это загруженностью следственных органов. По его словам, в Армении расследуются сотни и тысячи уголовных дел, связанных с 44-дневной войной. И на этом фоне вполне возможно, что следствию только сейчас удалось получить необходимую фактуру для уголовного преследования экс-министра.
В интервью нашему изданию Нерсисян отмечает, что действующая система закупок вооружений в Армении неэффективна. Зачастую функции Минобороны и Генштаба в этом плане дублируются. Такое дублирование порождает коррупционные риски.
Говоря о закупках оружия, ни в коем случае нельзя упускать из виду одно обстоятельство. В условиях транспортной блокады, хронической нехватки средств приобретать те или иные виды вооружений иногда приходилось путем различных хитросплетений и теневых схем. К слову, это присуще многим странам. В случае с Арменией проблема, как считает Нерсисян, усугубилась еще и отсутствием национального авиаперевозчика (он появился позже, после войны - ред.) и сильной военно-транспортной авиации. По мнению эксперта, правительство так и не поняло стратегического значения собственного авиаперевозчика. Гражданские лайнеры того же Азербайджана как сейчас, так и в период войны активно курсировали по маршруту Азербайджан-Израиль, Азербайджан-Турция. Понятно, что под видом гражданских перевозок массово транспортировалось и оружие.
Армения во многом лишена этой возможности, и в такой ситуации поддержка отдельных субъектов, их личные связи могут сыграть не последнюю роль. Сказанное особенно актуально на фоне преследования, как отмечалось выше, "оружейного барона" Давида Галстяна. Ему, как и экс-министру, вменяют причастность к хищению средств путем закупки бракованных авиационных ракет.
"На мой взгляд, к кому бы ни обратилось государство за помощью, коррупционные риски почти всегда неизбежны, так как любой торговец оружием будет искать и личную выгоду. Иначе зачем ему ввязываться в эту историю", - считает он.
Служба нацбезопасности 25 сентября заявила об аресте бывшего начальника управления военной авиации Аветика Мурадяна по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, он путем фальшивых документов принял на вооружение устаревшие и "забракованные" еще в 2011 году авиационные ракеты.
Для приобретения боеприпасов из бюджета было выделено около 4,6 миллиона долларов. Государству тем самым был причинен крупный ущерб. Спустя несколько дней, известно, что в деле фигурируют экс-министр обороны Давид Тоноян и бизнесмен Давид Галстян. Оба они были задержаны 30 сентября. Суд вынес решение об аресте.