Вспоминая Артака Мовсисяна. Как появилось и что означает самоназвание Айк?

Артак Мовсисян во время интервью
Год назад, 2 октября, на полувековом рубеже безвременно скончался известный историк и популяризатор науки, выдающийся арменовед Артак Мовсисян. Он многое внес в понимание древней истории Армении. Об этом и не только - рассказывает наш колумнист.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Доктор исторических наук и профессор Артак Мовсисян был известен не только своими книгами, статьями и лекциями, но и документальными фильмами. Многие помнят его совместные с режиссером Артаком Авдаляном и Ваге Сукиасяном картины "Тигран Мец: властелин-патриот", (посвященный 2100-летию коронации Тиграна Великого, 2006 г.), "Столица древнее, чем Рим" (2014 г.), "Царство Арарат-Урарту" (2017 г.), "Немрут: великое святилище Царя-Солнца" (2018 г.), "Путник сквозь тысячелетия: Ереван" (2018 г.) и другие.
У ученого бывают последователи, у деятеля искусства - поклонники. У Артака Мовсисяна были и те, и другие. Один из них, Гагик Асатрян, высказался о нем так:
"Именно таких людей, как Артак Мовсисян, следует уважать, потому что они были хранителями баз данных нашей памяти, тех хранилищ, где Нжде, Андраник, Тигран Великий и боги армянских мифов сияют в содержании пыльных книг".
Мовсисян кратко и доступно излагал, какой нам открывается древняя история Армении в свете новейших исследований.
Артак Мовсисян у головы статуи бога Ваагна, Немрут
Артак Мовсисян у головы статуи бога Ваагна, Немрут
Мовсес Хоренаци в самом начале своей знаменитой книги "История Армении" (арм. Հայոց Պատմություն, Խորենացի) говорит, что боги первого времени были грозными и могущественными, они совершали великие дела, и от них произошло поколение исполинов, одним из представителей которого является наш прародитель Айк.
Хоренаци цитирует Мара Абаса Катину, армянского летописца II века до н. э., писавшего по заказу царя Вагаршака (арм. Վաղարշակ). А источники, которыми пользуется сам Катина, очень разнообразны: это и источники Междуречья, и персидские источники, и эллинистические.
И тут возникает важный вопрос: сыном какого бога был Айк-Наапет?
В армянских мифологических источниках эти сведения не сохранились, так как были запрещены после принятия христианства, поскольку проповедовали многобожие. А в источниках Междуречья четко прослеживается имя бога Айка, которое является именем бога Айя-Энки, о котором говорили как о боге мудрости, чей культ непосредственно был связан с истоками Евфрата и Тигра и с Армянским нагорьем. И благодаря источникам Междуречья мы понимаем очень важный элемент возникновения армянского этноса, древнейший слой, а именно, что Айк считался сыном Айя. Между прочим, в греческой мифологии Айку соответствует Орион, а в шумерской - Думузин.
Айк был сыном Айя и покровителем страны Аратты. И согласно закономерностям армянского языка частица "-к" имеет не только уменьшительно-ласкательное значение, но также показывает принадлежность. Например: индус по-армянски звучит как хндик, перс как парсик. В средние века, когда армяне впервые узнали русских, то называли их русик, а имя Айк соединение имени Айя и частицы "-к", которая показывает принадлежность.
Следовательно, Айк значит - сын бога Айя-Энки. И Хоренаци, когда говорит, что нас стали называть именем Айка, имеет в виду, что все армяне - Айки, то есть сыны армянского бога, армянского рода.
А то, что народ зовется именем своего главного бога, или его называют именем его главного бога - довольно распространенное явление.
Артак Мовсисян у крепости Даройнк
Самый близкий пример - Ассирия. Ашур - главный бог, Ашур звались и народ, и страна, и столица тоже была Ашур. И в нашем случае мы имеем самоназвание – "хай" и бог Айк (Хайк), который в источниках Междуречья имеет еще и почетные имена: Энки, что значит властитель страны, а также Нудимуд, что означает Творец.

О сотворении человека

В древних источниках Междуречья, в сюжете о сотворении человека, говорится, что именно Айя - мудрейший из мудрых, вместе с матерью богов создал род человеческий из глины по образу и подобию бога. То есть тут мы читаем именно то, что в дальнейшем будет записано в Библии, в книге Бытия: создал человека из глины по образу и подобию Бога. Эти первоисточники были записаны до возникновения Библии, намного ранее XV века до нашей эры, когда жил Пророк Моисей. Матерь богов или праматерь упоминается как Нинмах, что означает Великая мать.
Хоренаци в своем труде приводит сведения не только из Мар Абаса Катины, но и приводит цитаты из Абиденоса (Абиден, Абиденос; древнегреческий историк II век— III век н. э) и из греческих мудрецов. Катина, между прочим, по национальности ассириец, причем несколько раз подчеркивается, что он – "многоопытный ассириец". Хоренаци упоминает, что Мар Абас Катина взялся за этот труд по указанию царя Вагаршака ІІ и собрал все сведения воедино в своей рукописи.
Когда появился армянский язык?
Было много дискуссий по этому поводу среди ученых: дошло до того, что время написания датировали XIV веком нашей эры, что уже противоречило Хоренаци, поскольку упоминаемый им Вагаршак по хронологии должен был бы жить во втором веке до рождества Христова. Что касается источников, которыми пользовался Хоренаци, то он их не конкретизирует, говорит в общем, что собрал сведения у халдеев, персов, ассирийцев, побывав в их "диванах", то есть в архивах. Он собрал воедино все сведения, которые были доступны в то время.
Фактически Хоренаци исследовал архивы всех народов Передней Азии, обработал все имеющиеся сведения и данные, и создал свой труд, свою Историю. У нас и до него были подобные труды, сделанные жрецами, но от них остались лишь упоминания.
Загадочная страна Аратта: что говорят о ней легеды шумеров, и в чем ее сходство с Египтом
Хоренаци упоминает также, что в главном центре культа Арамазда, который находился в крепости Даранахского Ани (Даранахяц, Даранаги — область на западе провинции Высокая Армения (Бардзр Айк) Великой Армении) Верхнего Хайка существовал священный языческий архив письменности. А ассирийский проповедник по имени Бардасан на рубеже II-III веков проповедует одно из направлений христианства, но, потерпев неудачу, идет в архив Даранахяц Ани и переводит наши священные истории на греческий и ассирийский, то есть, естественно, тексты были не на греческом или ассирийском, а на армянском.
Имеется ряд свидетельств, что у нас были такие священные языческие истории, архивы при храмах, где записывались, собирались, накапливались и хранились исторические записи.

"Мехенагрер" - древнейшие иероглифы

"Мехьяны" (арм. Մեհյան) - это древнейшие языческие святилища, где хранились тексты, написанные иероглификой. Термин " мехенагрер" или "мехенагрутюн" - это иероглифика, храмовые надписи, это армянские дохристианские письмена, армянские иероглифы, это не клинопись, это идеограммы. Они похожи не на клинопись Междуречья, а на египетские иероглифы. А священные архивы – это архивы армянских дохристианских храмов.
Нерасшифрованная иероглифическая письменность Древней Армении
Мы уже упоминали, что в гаваре Даранаги находился главный центр культа Арамазда. Нельзя путать Арамазда с Ахурамаздой, которому поклонялись в Персии. Эти боги не идентичны.
В зороастризме Ахурамазда - один из богов дуалистического божества. В этой религии есть два равновеликих божества – верховный бог добра Ахурамазда, и верховный бог зла Агриман, они равновелики по своему воздействию. В армянской дохристианской вере бога зла, или злого бога, вообще не существует, это мифология единого божества, где Арамазд - единственный верховный бог. И не только нет бога зла, как его противоположности, а вообще нет злых богов в армянской мифологии.
Главный центр культа Арамазда находился у истоков Евфрата, в провинции Бардзр Айк, это сегодняшняя область Ерзнка, близ крепости Ани-Камах в Западной Армении. Согласно Хоренаци, именно там находился большой архив языческих священных текстов, где хранились рукописи об армянской истории.
Артак Мовсисян на фоне Ефрата в районе Ани-Камаха
Но тут надо учесть, что, говоря крепость Ани, мы не имеем в виду известный город Ани около реки Аракс. Потому и подчеркивается – Даранахяц Ани, область Ерзнка, близ истоков Евфрата, недалеко от Эрзерума, на территории современной Турции.
Это отрывки лишь из одного интервью Артака Мовсесяна – а их, увлекательных и профессиональных рассказов, было много. В дальнейшем мы еще неоднократно обратимся к темам, волновавшим ученого, к его трактованию истории, в том числе – глубокой древности.